Вопрос
здоровьесбережения на занятиях затрагивался в нашем учреждении много раз. Все
мы понимаем, что это важно, поэтому мне бы хотелось сегодня взглянуть на этот
вопрос с другой стороны и говорить о здоровьесбережении не для того чтобы вы об
этом узнали, а для того чтобы сказать вам: " Каждый из вас, почти на
каждом своём занятии активно использует эти методы, хотя порой и не
догадывается об этом". А по - другому и быть не может.
На базе ЦДТ и
СОШ№3 был проведен опрос среди обучающихся, родителей, педагогов и
администрации с целью выяснения значимости поддержания здорового образа жизни
(ЗОЖ).
Для этого всем
было предложено ответить на один и тот же вопрос:
Как
Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
Деньги
Здоровье
Знания
и умения
Положительные
оценки учеников, призовые места в конкурсах
И вот какие
результаты были получены
дети |
родители |
Учителя, педагоги |
админ. |
|
здоровье |
70 |
100 |
100 |
100 |
знания |
10 |
0 |
0 |
0 |
деньги |
7 |
0 |
0 |
0 |
оценки, призовые места в конкурсах |
13 |
0 |
0 |
0 |
Полученные данные
наглядно показывают, что здоровье является наиболее значимым приоритетом не только для родителей и обучающихся, но и
для педагогов, учителей и администрации учреждений. Необходимо обратить внимание
на тот факт, что некоторые учащиеся считают приоритетным для себя получение
хороших оценок и знания. И это можно объяснить только одним - стремлением учителей настойчиво доказать детям, что нет ничего
важнее учебы! Хотя сами прекрасно понимают, что здоровье всё же важнее.
Никому
не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Конечно, нации нужны образованные,
воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации
нужны люди здоровые.
Для сохранения
здоровья детей нам, педагогам, необходимо использовать: здоровьесберегающие
технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающее занятие
обеспечивает ребёнку и педагогу сохранение и
увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет
использовать полученные умения самостоятельно в дальнейшей жизни .
На данном слайде вы видите принципы
здоровьесберегающего занятия, направленые на
укрепление физиологического и психологического здоровья обучающихся.
( не читать)
- принцип
двигательной активности;
- принцип
оздоровительного режима;
- принцип
формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип
реализации эффективного закаливания;
- принцип
психологической комфортности;
- принцип
опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.
Для реализации данных принципов выбраны и
систематизированы педагогические методы и приёмы
обучения, которые так и называются Современные здоровьесберегающие
технологии, в состав которых входят
1.Технологии сохранения и стимулирования
здоровья. Работа эта ведётся по многим направлениям: 1. Повышение
двигательной активности детей.
Все педагоги проводят физкультминутки
- динамические паузы непосредственно на занятиях.
- гимнастика
для улучшения мозгового кровообращения,
- для
снятия утомления плечевого пояса и рук,
- для
снятия напряжения с мышц туловища;
- Гимнастика
пальчиковая;
- Гимнастика
бодрящая;
- Гимнастика
дыхательная
- Гимнастика
для глаз- самокоррекция
2.Технологии
обучения здоровому образу жизни (прочитать со слайда)
Витаминизация и аромотерапия.
Беседы с родителями о
необходимости витаминизация детей во
втором полугодии (родители покупают витамины) и в кабинете для занятий
поставить блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы.
Самомассаж.
На занятии можно
использовать тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см из
хлопчатобумажной ткани или другого материала с галькой, пуговицами и т.д.. Но
можно использовать коврик и в течение дня при проведении физминуток (дети
становятся на коврик только во время физминуток или зарядки для глаз)
3.Коррекционные технологии
• Использование
новых форм организации занятий
• Арттерапия
–коррекция через творчество
• Технологии
музыкального воздействия
• Сказкотерапия
• Технологии
воздействия цветом - цветотерапия
• Психогимнастика
• Комфортное начало и окончание занятия
• Личный пример педагога.
Не менее важным
является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые
люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
4. Организация
саморефлексии.
При организации
саморефлексии можно применить метод - Ведение дневника здоровья, "Дерево здоровья"
для
наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это "дерево"
заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам
года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.
5. Здоровье педагога.
Немало важным является
сохранение здоровья самого педагога.
А здоровы ли наши
педагоги? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как
профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и
психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите,
как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег.
Среди
педагогов нашего МО мы провели Тест - тренинг "Умеете ли вы вести
здоровый образ жизни и производительно работать" с целью определения
уровня отношения к своему здоровью и ЗОЖ
Данные теста показали. Что среди 6 педагогов – 5 набрали больше двухсот
баллов, а это значит, что необходимо принять экстренные меры для улучшения
здоровья и пересмотреть жизненные принципы. Мы предлагаем Вам, уважаемые
педагоги пройти данный тест и определить ваше отношение к ЗОЖ и
производительности труда.
Пропишите
себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление должно начинаться именно с нас.
А как один из рецептов
возвращения к ЗОЖ - УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это
доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.
Теперь
давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто
улыбнуться друг другу; улыбнуться себе вспоминая что то приятное; ::
Будьте здоровы, уважаемые коллеги, и помните слова великого Сократа: "Здоровье
не всё, но всё без здоровья – ничто!»