Главная | Регистрация | Вход | RSS, 06:24, 30.11.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

ГИГИЕНА ГОЛОСА КУЛЬТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

Гордейчук Ирина Петровна

                                                                      педагог дополнительного образования

                                                                      первой квалификационной категории  

Гигиена голоса – это область науки, которая занимается:

-        изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;

-        выявлением голосовых расстройств и заболеваний;

-        изучением физических возможностей организма;

-        составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Профессиональное благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но так же от состояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной систем; органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хорошо развитой памяти.

Каждый, кто эксплуатирует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. 

Надо знать правила гигиены, соблюдать их и учить других этим правилам. Эти сведения должны входить в программу обучения всех учебных заведений, готовящих специалистов голосоречевых профессий, чтобы дать элементарные и доступные сведения об анатомии, механизме голосообразования и гигиене голоса.

Условия,  необходимые для становления голоса

·       Психологический климат, моральная обстановка, спокойная атмосфера на занятиях, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Совершенно исключается агрессия и враждебность. Требуется индивидуальный подход к каждой личности с учётом её физиологических возможностей.

·        Грамотность наставников в области физиологии и гиены.

·       Система в занятиях и репетициях. Система и тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в навыках.

Личные гигиенические правила и советы для обучающихся

·       Никогда не выходите на улицу сразу после пения, употребления горячей еды и питья.

·       Не разговаривайте на морозе, старайтесь не бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание.

·       Избегайте переохлаждений, сквозняков.

·       Не употребляйте чрезмерно мороженого и пищи, которая травмирует слизистую оболочку, что мешает процессу работы голоса.

·       Воздух в учебных помещениях должен быть не сухой, не пыльный, не холодный (охранная медицинская норма температуры воздуха  - не ниже +15 градусов  по Цельсию)

Рекомендации для укрепления голосового аппарата

В повседневной жизни и деятельности  дышать надо, по возможности, только через нос. Носовое дыхание нормализует работу не только органов дыхания, но и голосового и артикуляционного аппарата. При вдохе через нос сухой воздух увлажняется, холодный - согревается, а пыль оседает на слизистой оболочке. Это предохраняет голосовые связки от сухости, загрязнения и охлаждения. Вдох носом обеспечивает более полное дыхание, способствует активизации нервно-мышечных тканей и пазух носа, принимающих участие в сложном процессе фонации.

Упражнения для наработки навыков дыхания через нос

·       Поглаживая нос снизу-вверх указательными пальцами, делаем вдох, похлопывая пальцами по нозд­рям — выдох

·                       Широко раздув ноздри, вдохнуть. На выдохе, на­оборот, снять напряжение с мускулатуры.

·                       Зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей. Выдыхая, производить легкое похло­пывание по ноздре. Выполнять упражнение, поочередно зажимая то одну, то другую ноздрю.

·                        На выдохе протяжно тянуть звук «М» или «Н» или постукивать кончиками пальцев одновременно по обеим ноздрям.

·                        Зажав ноздри пальцами, сосчитать до десяти. Повторить счет с открытыми ноздрями.

·                        Широко открыть рот, дышать носом.

·                        Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширяем.Затем медленно выдыхаем воздух через рот (небесная занавеска поднята вверх). Повторить несколь­ко раз подряд, рот остается открытым.

·                        «Паровоз» — работа носом: вдох — выдох. Посте­пенно ускоряем, как поезд набирает скорость.

Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения

·       "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

·       "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

·       "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

·       "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз

·       "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

·       "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

Голос – это богатство и дар Божий. И стоит подумать, как его сохранить

 

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024