Гордейчук Ирина
Петровна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Гигиена голоса – это область
науки, которая занимается:
-
изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом
аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
-
выявлением голосовых расстройств и заболеваний;
-
изучением физических возможностей организма;
-
составлением и формулированием законов, правил, норм
профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых
обеспечивает человеку здоровый аппарат.
Профессиональное благополучие
голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но
так же от состояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной систем;
органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хорошо развитой памяти.
Каждый, кто эксплуатирует свой
голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму
профессиональной работы.
Надо знать правила гигиены,
соблюдать их и учить других этим правилам. Эти сведения должны входить в
программу обучения всех учебных заведений, готовящих специалистов голосоречевых
профессий, чтобы дать элементарные и доступные сведения об анатомии, механизме
голосообразования и гигиене голоса.
Условия, необходимые для становления голоса
·
Психологический климат, моральная обстановка,
спокойная атмосфера на занятиях, что исключает нервно-психические травмы и
срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция.
Совершенно исключается агрессия и враждебность. Требуется индивидуальный подход
к каждой личности с учётом её физиологических возможностей.
·
Грамотность наставников в области физиологии и
гиены.
·
Система в занятиях и репетициях. Система и
тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в
навыках.
Личные
гигиенические правила и советы для обучающихся
·
Никогда не выходите на улицу сразу после пения,
употребления горячей еды и питья.
·
Не разговаривайте на морозе, старайтесь не
бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание.
·
Избегайте переохлаждений, сквозняков.
·
Не употребляйте чрезмерно мороженого и пищи,
которая травмирует слизистую оболочку, что мешает процессу работы голоса.
·
Воздух в учебных помещениях должен быть не
сухой, не пыльный, не холодный (охранная медицинская норма температуры
воздуха - не ниже +15 градусов по Цельсию)
Рекомендации
для укрепления голосового аппарата
В повседневной
жизни и деятельности дышать надо, по
возможности, только через нос. Носовое дыхание нормализует работу не только
органов дыхания, но и голосового и артикуляционного аппарата. При вдохе через нос
сухой воздух увлажняется, холодный - согревается, а пыль оседает на слизистой
оболочке. Это предохраняет голосовые связки от сухости, загрязнения и
охлаждения. Вдох носом обеспечивает более полное дыхание, способствует
активизации нервно-мышечных тканей и пазух носа, принимающих участие в сложном
процессе фонации.
Упражнения
для наработки навыков дыхания через нос
· Поглаживая нос снизу-вверх
указательными пальцами, делаем вдох, похлопывая пальцами по ноздрям — выдох
·
Широко
раздув ноздри, вдохнуть. На выдохе, наоборот,
снять напряжение с мускулатуры.
·
Зажать
правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей. Выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Выполнять
упражнение, поочередно
зажимая то одну, то другую ноздрю.
·
На выдохе протяжно тянуть звук «М» или «Н» или
постукивать кончиками
пальцев одновременно по обеим
ноздрям.
·
Зажав ноздри пальцами, сосчитать до десяти. Повторить счет с открытыми ноздрями.
·
Широко открыть рот, дышать носом.
·
Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширяем.Затем медленно выдыхаем воздух через
рот (небесная занавеска
поднята вверх). Повторить несколько раз подряд, рот остается открытым.
·
«Паровоз» — работа носом: вдох — выдох. Постепенно ускоряем, как поезд набирает
скорость.
Упражнения
для укрепления горла, снятия напряжения
·
"Лошадка".
Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
·
"Ворона".
Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше
поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать
это беззвучно.
·
"Колечко".
Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка.
Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
·
"Лев".
Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз
·
"Зевота".
Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для
горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
·
"Трубочка".
Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь
губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
Голос – это
богатство и дар Божий. И стоит подумать, как его сохранить