Главная | Регистрация | Вход | RSS, 08:03, 20.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование интеллект-карт

Использование интеллект-карт
Методист по повышению педагогического творчества Зражевская В.Е.


 

В последние годы  информация правит миром. Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают дети все хуже и хуже.

Примерно это выглядит как на слайде.

Объем информации в мире каждые 2-3 года удваивается.

В море информации, поступающей к нам, требуется отбирать главное.

В связи с этим,педагог должен вводить в практику такие формы обучения, которые, во-первых,помогут ребенкуклассифицировать информацию, во-вторых, быстрее усваивать знания и, в – третьих, прочно запоминать.

При традиционной методике обучения подаваемая информация касается различных областей знания, окружающих человека. Этот поток направлен от предмета к человеку: ему просто дают информацию, которую он, как ожидается, должен поглотить, усвоить и запомнить в силу своих способностей.

Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Надо переместить центр наших усилий на человека.

Мы с вами работаем в центре детского творчества - это образовательное учреждение. Если вы вчитаетесь в прилагательное «образовательный», то увидите, что смыслообразовательной частью слова является - «образ». За любым словом стоит образ. И главное в нашей работе — эту образность не растерять.

У детей образность составляет 95%, у взрослого человека эта цифра значительно меньше около 20%.

Именно поэтому я выбрала нестандартный метод преподавания. Метод алгоритмов, схем, таблиц. В том числе -метод интеллект-карт. 

Например, изучение темы «Правописание О и Ё после шипящих и Ц в разных частях речи», отражается в 8 правилах, в течение трёх лет обучения. Этот случай правописания мы изучаем  в одной схеме:

 

 

 

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц».

о–е–ё после шипящих и ц

Прочитать эту схему можно так:

а) в корне под ударением пиши ё, если слово можно изменить так, чтобы писалось е ёлтый – желтеть); остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о, без ударения – е;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр – дирижёр, тренажёр, но танцор.

Практическое задание  отрабатываем в таблице.

 Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

В объединение «Словесник» пришли и те, дети, которые недостаточно хорошо знают русский язык, и те, которые увлечены языком, и хотят знать его ещё лучше.

В книге «Преобразованная сила» писатель ЭлвинТоффлер  определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться».

«Научить учиться» – на ближайшие десятилетия – эти слова станут девизом для всех педагогов.

Чтобы научить учиться всех обучающихся, и сильных, и слабых,  существует множество современных технологий.

Сегодня я предлагаю познакомиться с универсальным методом интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.

Обобщив их исследования, я попыталась создать методическое пособие по внедрению  методаинтеллект-карт в практику преподавания русского языка. Сегодня я покажу вам это на конкретных примерах.

Интеллект-карты завоевали популярность во всем мире.

Эта технология основывается на том принципе, что правое полушарие воспринимает информацию по другим законам, чем левое. Разница в работе полушарий показана на рис. 1.

В свое время Тони Бьюзен справедливо заметил, что большая часть информации представляется в виде цифр и букв,удобном для восприятия левым полушарием (достаточно вспомнить линейно представляющие информацию MicrosoftWord, Excel — офисные приложения, с которыми работают большинство  сотрудников).

Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

 


Рис. 1. Полушария головного мозга и «разделение» труда между ними1

 

 

Метод интеллект-карт позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, человечество получило возможность использовать по максимуму огромные резервы правого полушария.

Пользуемся ли мы в нашей обычной жизни творческими возможностями правого полушария? Конечно, да. Причем все без исключения.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы пытаетесь объяснить собеседнику что-то достаточно сложное или информационно емкое и это никак не удается сделать на словах, а рядом оказывается ручка и лист бумаги. Что вы сделаете? 100% из тех, кому задавали этот вопрос, ответили однозначно: «Начнем рисовать». Причем часто даже сами не представляя, что будет нарисовано в итоге, — просто начинаем рисовать. Почему? Потому что во многих ситуациях этот шаг позволяет существенно быстрее найти общий язык и донести нужные мысли.

Или вот еще вопрос: что вы делаете, когда разговариваете по телефону на какую-то неприятную или сложную тему, а рядом лежит та же самая ручка с листом бумаги? Большинство отвечают: «Ну, рисуем что-то». Но зачем? Ведь тот, с кем мы разговариваем, нас не видит. Ответ прост. Мы рисуем для того, чтобы подключить к продумыванию лучших вариантов ответа творческие зоны правого полушария мозга и тем самым задействовать больший объем коры головного мозга.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

·                Повышение работоспособности.

·                Формированиеобщеучебных умений и навыков.

·                Запоминание большого объемаинформации.

·                Написание докладов, рефератов, разработка проектов, презентаций.

·                Развитие мышления, интеллекта, речи, познавательной активности.

·                Формирование  орфографических и пунктуационных навыков.

·                Обогащение  словарного запаса.

Главное достоинство метода - его универсальность. Интеллект-карты можно использовать и  для личных планов и решения проблем.

Я предлагаю вам интеллект-карту составленную целой семьей, тема карты как вы догадались, отдых.

Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым педагогом.

Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть. Поэтому вам потребуются:

1.        Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

2.        Основная идея, проблема или слово располагается в центре

3.        Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4.        Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

5.        Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

6.        Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

7.        Для лучшего запоминания и усвоения желательноиспользовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

 «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.  

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки. 

— Например, слово «свет» — это центральный образ. Теперь придумайте выражения, в которых это слово используется?

— Свет знаний, солнечный свет, свет от костра…

— От этих слов могут пойти и другие «веточки».

Ребёнок в процессе такой творческой работы может предложить варианты, которые взрослому человеку придумать сложно. С помощью таких, и подобных незамысловатых интеллект-карт педагог может объяснить воспитанникулюбой учебный материал.

Что Вам даст использование интеллект-карт.

1.        Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.

2.        Лучший охват происходящего. Более четкое планирование – не от логики, а от важности. Лучший контроль своих дел.

3.        Выигрыш во времени. Не только быстрее, но и эффективнее.

4.        В учебе – лучшая фокусировка на материале (новый способ должен запаковать материал в ключевые слова и картинки, выстроить связи, ассоциации.И если это уже привычка – концентрация возрастает многократно).

5.        Гораздо быстрее просматриваются конспекты или обзоры с помощью интеллект-карты. Гораздо легче запоминается и вспоминается.

6.        Для метода мозгового штурма это самый лучший инструмент.

7.        Креативность,  творчество – это, может, самая сильная сторона интеллект-карт. 

 

 


Форма входа

Copyright MyCorp © 2024