Использование интеллект-картМетодист по повышению педагогического творчества Зражевская В.Е.
В последние годы информация правит миром.
Ее становится все больше и больше, а понимают и запоминают дети все хуже и
хуже.
Примерно это выглядит как на слайде.
Объем информации в мире каждые 2-3 года удваивается.
В море информации, поступающей к нам, требуется отбирать главное.
В связи с этим,педагог должен вводить в практику такие
формы обучения, которые, во-первых,помогут ребенкуклассифицировать информацию, во-вторых,
быстрее усваивать знания и, в – третьих, прочно запоминать.
При традиционной
методике обучения подаваемая информация касается различных областей знания,
окружающих человека. Этот поток направлен от
предмета к человеку: ему просто дают информацию, которую он, как ожидается,
должен поглотить, усвоить и запомнить в силу своих способностей.
Как
сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Надо переместить центр наших усилий на человека.
Мы
с вами работаем в центре детского творчества
- это образовательное учреждение.
Если вы вчитаетесь в прилагательное «образовательный»,
то увидите, что смыслообразовательной частью слова является - «образ». За любым словом стоит образ. И
главное в нашей работе — эту образность не растерять.
У
детей образность составляет 95%, у взрослого человека эта цифра значительно
меньше около 20%.
Именно
поэтому я выбрала нестандартный метод
преподавания. Метод алгоритмов, схем,
таблиц. В том числе -метод
интеллект-карт.
Например,
изучение темы «Правописание О и Ё после шипящих и Ц в разных частях речи»,
отражается в 8 правилах, в течение трёх лет обучения. Этот случай правописания
мы изучаем в одной схеме:
Познакомимся
с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц».
о–е–ё после шипящих и ц |
Прочитать эту схему можно так:
а) в корне под ударением пиши ё,
если слово можно изменить так, чтобы писалось е (жёлтый
– желтеть); остальные слова, которые пишутся с о в
корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о, без ударения
– е;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые
образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать,
тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр – дирижёр,
тренажёр, но танцор.
Практическое
задание отрабатываем в таблице.
Заполните таблицу, воспользовавшись
словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?
В объединение «Словесник» пришли и те, дети, которые недостаточно хорошо знают русский язык, и те, которые увлечены языком,
и хотят знать его ещё лучше.
В книге «Преобразованная
сила» писатель ЭлвинТоффлер определил цель образования уже ближайшего
будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это
будет человек, который знает, как
научиться тому, как следует учиться».
«Научить учиться» – на
ближайшие десятилетия – эти слова станут девизом для всех педагогов.
Чтобы научить учиться всех обучающихся, и сильных, и слабых,
существует множество современных технологий.
Сегодня я предлагаю познакомиться с универсальным методом интеллект-карт, в
основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и
профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.
Обобщив их исследования, я
попыталась создать методическое пособие по
внедрению методаинтеллект-карт в
практику преподавания русского языка. Сегодня я покажу вам это на
конкретных примерах.
Интеллект-карты завоевали популярность во всем мире.
Эта технология основывается на том принципе, что правое полушарие воспринимает
информацию по другим законам, чем левое.
Разница в работе полушарий показана на рис. 1.
В свое время Тони Бьюзен справедливо заметил, что большая часть информации представляется
в виде цифр и букв,удобном для
восприятия левым полушарием
(достаточно вспомнить линейно представляющие информацию MicrosoftWord, Excel —
офисные приложения, с которыми работают большинство сотрудников).
Обучающиеся, усваивая
информацию, используют преимущественно
левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину,
способность ассоциативного мышления.
Рис. 1. Полушария головного мозга и «разделение» труда между ними1
Метод
интеллект-карт позволяет
представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое
полушария.
Благодаря
использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация
начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и
эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв. Таким образом, человечество получило возможность
использовать по максимуму огромные резервы правого полушария.
Пользуемся ли
мы в нашей обычной жизни творческими возможностями правого полушария? Конечно, да. Причем все без исключения.
Представьте себе следующую ситуацию. Вы пытаетесь
объяснить собеседнику что-то достаточно сложное или информационно емкое и это
никак не удается сделать на словах, а рядом оказывается ручка и лист бумаги.
Что вы сделаете? 100% из тех, кому задавали этот вопрос, ответили однозначно:
«Начнем рисовать». Причем часто даже сами не представляя, что будет нарисовано
в итоге, — просто начинаем рисовать. Почему? Потому что во многих ситуациях
этот шаг позволяет существенно быстрее найти общий язык и донести нужные мысли.
Или вот еще вопрос: что вы делаете, когда
разговариваете по телефону на какую-то неприятную или сложную тему, а рядом
лежит та же самая ручка с листом бумаги? Большинство отвечают: «Ну, рисуем
что-то». Но зачем? Ведь тот, с кем мы разговариваем, нас не видит. Ответ прост.
Мы рисуем для того, чтобы подключить к продумыванию лучших вариантов ответа
творческие зоны правого полушария мозга и тем самым задействовать больший объем
коры головного мозга.
Метод
интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
·
Повышение работоспособности.
·
Формированиеобщеучебных
умений и навыков.
·
Запоминание большого объемаинформации.
·
Написание докладов,
рефератов, разработка проектов, презентаций.
·
Развитие мышления,
интеллекта, речи, познавательной активности.
·
Формирование
орфографических и пунктуационных навыков.
·
Обогащение словарного запаса.
Главное
достоинство метода - его
универсальность. Интеллект-карты можно использовать и для личных планов и решения проблем.
Я предлагаю вам
интеллект-карту составленную целой семьей, тема карты как вы догадались, отдых.
Предложенная методика
построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым
педагогом.
Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места,
сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть. Поэтому вам потребуются:
1.
Для создания карт
используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
7. Для лучшего запоминания и усвоения желательноиспользовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
— Например, слово «свет» — это центральный образ. Теперь придумайте выражения, в которых это слово используется?
— Свет знаний, солнечный свет, свет от костра…
— От этих слов могут пойти и другие «веточки».
Ребёнок в процессе такой творческой работы может предложить варианты, которые взрослому человеку придумать сложно. С помощью таких, и подобных незамысловатых интеллект-карт педагог может объяснить воспитанникулюбой учебный материал.
Что Вам даст использование интеллект-карт.
1. Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
2. Лучший охват происходящего. Более четкое планирование – не от логики, а от важности. Лучший контроль своих дел.
3. Выигрыш во времени. Не только быстрее, но и эффективнее.
4. В учебе – лучшая фокусировка на материале (новый способ должен запаковать материал в ключевые слова и картинки, выстроить связи, ассоциации.И если это уже привычка – концентрация возрастает многократно).
5. Гораздо быстрее просматриваются конспекты или обзоры с помощью интеллект-карты. Гораздо легче запоминается и вспоминается.
6. Для метода мозгового штурма это самый лучший инструмент.
7. Креативность, творчество – это, может, самая сильная сторона интеллект-карт.