Главная | Регистрация | Вход | RSS, 14:36, 26.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Педагог дополнительного образования:

  Харрасова Лейсан Мансуровна

К
ультура начинается с детства. Ребенок, как растущая личность, проходит становление и развитие, постепенно накапливая свои человеческие богатства. Поэтому педагоги  ищут те средства, с помощью которых можно успешно развивать ребенка. И таким эффективным средством издавна является игра. Она как первая ступенька в восхождении ребенка. С самого раннего возраста она сопровождает  ребёнка с древности и не в коей мере не утратила своего значения для воспитания, развития и взросления в наше время. Игра выполняет все важнейшие функции детства: коммуникативную, воспитательную, образовательную, познавательную, рекреационную, гиденистическую (удовольствия). При описании детской игры психологи особо выделяют работу воображения, фантазии. Именно игра дает детям возможность проявить активность, самостоятельность, воображение, позволяет частично реализовать свои интересы и желания. Радость творческой игры преображает детскую жизнь. игра для ребёнка – это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными. Интересной игре ребенок отдается целиком. Поэтому не случайно К.Станиславский советовал актерам учиться у детей, как надо перевоплощаться. Но игра это не только развлечение. Она ценна еще и тем что ее можно использовать для развития ребенка, т.к в ней заложены огромные воспитательные возможности. Именно в игре развиваются качества, которые становятся основой успешного обучения – самосознание, воля и произвольность, целеустремлённость, способность планирования и последовательности действий. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка.

Игровые приемы используются везде и в обучении детей математике, языку, на музыкальных, физкультурных занятиях мн. др. Выбор игр для занятий по хореографии зависит от возраста играющих, их физического развития. Для последнего очень подходят детские подвижные игры.

 Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение-это важное средство воспитания, а также жизненно необходимая потребность ребенка. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитее. И как тут не вспомнить слова В.Шекспира: "Что значит человек, когда его желания еда да сон?- Животное и все!» Это сказано о взрослых. Но это можно отнести и к детям. Даже у самых маленьких еда и сон не должны быть самоцелью .Назначение их дать силы для активного действия. И именно в игре, тем более подвижной наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Низкая двигательная активность ребенка  –это плохой признак, в этом единодушны как ученые, так и практики. И здесь лучший метод увлечь нерешительного, застенчивого, не желающего двигаться ребенка - опять таки "игра"- и решается задача здоровьесбережения, что в наши дни остается одной из самых актуальных проблем.  Если у ребенка повышенная потребность в движении, то и она может быть удовлетворена с помощью той же игры. Игры превращения, где дети становятся то птицами, то животными, то различными куклами помогут детям овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. Подвижные народные игры лаконичны, выразительны, в них много юмора, шуток, соревновательного задора. Часто они сопровождаются считалками, любимыми детьми., поэтому если руководитель включит их в занятие, то оно станет, несомненно богаче. Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии помогает детям без принуждения овладевать не только двигательными навыками, но и  учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций, развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. Радость творчества, активное взаимодействие с преподавателем в процессе игровой деятельности уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. В рамках игры возможно решить практически все образовательные задачи и именно органичное сочетание систематического обучения и творческого игрового начала, что даёт возможность комплексно подойти к развитию личности ребёнка.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. Особенность игр, проводимых на занятиях хореографии – музыкальное сопровождение (вокальное, инструментальное). Б.М.Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей, вызывает радостные эмоции, содействует подъёму настроения. Она облегчает выполнение движений, которые становятся более чёткими и энергичными, либо плавными и выразительными, в зависимости от её характера. Музыка организует, помогает двигаться согласованно, а также способствует музыкальному развитию. Дети начинают чувствовать форму произведения, учатся ощущать сильную долю такта, высоту звучания, динамику, темп. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Согласованность текста с музыкой, движением способствует детскому перевоплощению, проявлению большей самостоятельности при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа (интонация, мимика, жест, пластика). Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах:

- физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус. Регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

- психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений;

- педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

·        Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм) и координации движений;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

·        Оздоровительные:

- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

- развитие быстроты двигательной реакции.

·        Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

·        Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- формирование эстетическое отношения к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка.

·        Развивающие:

- познавательную активность;

- устойчивый интерес к действованию;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, объяснение и освоение детьми игрового содержания. На втором этапе идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.

Игровой материал рекомендуем использовать в каждой части урока: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес детей. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической прямой, то есть для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

Особое внимание следует уделять следующим играм:

- развивающим выразительность жестов;

- формирующим умение действовать с воображаемыми предметами;

- закрепляющим навыки передачи в ритмопластических импровизациях черты разных характеров, оттенки настроений;

- совершенствующим навыки воспроизведения музыкальных образов с помощью мимики и жеста.

Следует учитывать, что игры, следующие друг за другом и требующие сосредоточенности, направленные на развитие одного навыка, утомляют ребёнка. Игры следует комбинировать и сочетать, чтобы они оказывали разностороннее воздействие и были вашими помощниками на занятиях. И можно сделать вывод, что игра – это универсальное средство общения с детьми и эффективный метод обучения.


 

Предлагаю игровой материал, который может быть использован на занятиях по ритмики и основам хореографии, на музыкальных занятиях в детских садах с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

«Карусель»  Музыкальное оформление: Ю. Иванков «Карусель».

Игра направлена на развитие вокально-слуховой и двигательно-слуховой координации, образно-действенной памяти, учит детей действовать по подражанию.

Ход игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки.

Закружилась карусель,                       Дети поют и двигаются по ходу часовой

Заиграй, шарманка.                             стрелки по кругу.

Ты медведь, а я газель,

А я обезьянка.

8 тактов (без слов). Продолжая движение по кругу, изображают медведя, скашивая стопы внутрь, округлив руки и покачиваясь из стороны в сторону.

8 тактов (без слов). Дети двигаются по кругу, подпрыгивая как газель.

8 тактов. Изображают движения и крики обезьяны, повторяя за преподавателем.

А за ними серый кот,                           Дети поют и двигаются по кругу,

Носорог рогатый,                                 взявшись за  руки.

Толстокожий бегемот,

Серый волк горбатый.

8 тактов. Продолжая движение по кругу, первые 4 такта изображают кота, выпускающего когти: произносят «Фыр-фыр», энергично сжимая и разжимая кулаки. Следующие 4 такта - царапающегося кота: произносят «Мяу-мяу», выводя поочерёдно руки вперёд круговыми движениями.

8 тактов (без слов). Дети идут по кругу, изображая носорога (правая рука – рог, левая – хвост).

8 тактов (без слов). Продолжая движение в том же направлении, изображают бегемота: наклонив корпус вперёд, двигаются переваливаясь с ноги на ногу топающим шагом.

8 тактов. Дети изображают движения и рычание волка, повторяя за преподавателем.

Закружилася лиса,                                  Дети поют и двигаются по кругу,

Белка заскакала.                                      взявшись за  руки.

Наша песня хороша –

Начинай сначала.

8 тактов (без слов). Поворачиваясь вокруг себя, дети изображают лису («моют лапкой мордочку», «чистят хвостик»).

8 тактов (без слов). Двигаясь по кругу лёгким бегом, приложив кисти рук к голове, дети изображают белочку с ушками-кисточками.

Закружилась карусель,                           Дети, взявшись за  руки, двигаются по

Заиграй, шарманка.                                кругу и поют. На последние слова

Ты медведь, а я газель,                          останавливаются, разворачиваются               

А я обезьянка.                                         лицом в круг и делают поклон.

«Ледяные фигуры»  Музыкальное оформление: 3-4 разнохарактерных произведения.

Игра-импровизация направлена на побуждение к самостоятельному творческому проявлению через движение, развитие слухового внимания, учит различать характер музыки и передавать его через движение.

Ход игры: без предварительного прослушивания, звучит музыкальная фраза одного из произведений. Дети вместе с преподавателем двигаются под музыку в любом направлении, подбирая движения по характеру соответствующей мелодии. По окончанию музыки дети «замирают» в любой необычной позе и не двигаются до тех пор, пока не зазвучит следующая мелодия.

Как вариант можно вводить ведущего, который, наблюдая за импровизацией детей, выбирает лучшего танцующего.

«Пассажиры и пешеходы»  Музыкальное оформление: Л. Бетховен «Рондо-каприччио», Л. Бетховен «Турецкий марш».

Игра способствует развитию у детей реакции на смену характера музыки, умению ориентироваться в пространстве, учит согласовывать свои движения с музыкой и с движениями других детей.

Ход игры: выбирается ведущий – «водитель автобуса», который будет задавать траекторию движения (диагональ, квадрат, круг, змейка и т.д.). Преподавателем объявляется посадка - присоединяясь к ведущему, дети- «пассажиры» строятся в колонну, держась за талию друг друга. Объявляется отправление автобуса – под звучание «Рондо-каприччио» дети двигаются за ведущим мелким бегом, повторяя его траекторию движения. По окончании музыки объявляется остановка – дети отпускают руки. Звучит «Турецкий марш» - дети-«пешеходы» начинают двигаться в любом направлении чётким ритмичным шагом. Снова объявляется посадка – задача детей быстро соединиться в колонну. Игра повторяется. Ведущий может меняться.

Вместо «пешеходов» можно использовать образ «лыжника», «фигуриста», «пловца» и т.п., используя  соответствующее по характеру музыкальное оформление.

«Пустое место»  Музыкальное оформление: М. Глинка «Галоп», Л. Минеева «Галоп».

Игра направлена на развитие наблюдательности, скорости восприятия, ориентации в пространстве, на закрепление техники бокового галопа и движения поскоками.

Ход игры: дети стоят лицом в круг, взявшись за руки. Один ребёнок (водящий) стоит за кругом. Под музыку (М. Глинка «Галоп») дети двигаются по кругу боковым галопом, а водящий движется поскоками в противоположном направлении.  На окончание музыки все останавливаются и водящий задевает одного из детей, стоящих в кругу. Звучит более подвижная музыка (Л. Минеева «Галоп») – оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу, встретившись, здороваются правыми руками и продолжают движение в том же направлении, стараясь добежать быстрее своего соперника на свободное место. Остальные дети стоят неподвижно на своих местах, взявшись за руки и образовав «пустое место» там, где стоял ребёнок, которого задел водящий. Не зависимо от того, кто прибежал первым, водящим становится другой ребёнок. Это даст возможность поучаствовать в игре большему количеству детей.

«Приглашение»  Музыкальное оформление: укр.н.п. «Гречаныки».

Игра учит различать детей две разнохарактерные части песни: медленную, и быструю, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, способствует закреплению навыков танцевальных движений в паре.

Ход игры: предварительно преподаватель знакомит детей с украинской народной песней, отмечая две её разнохарактерные части, затем показывает набор движений, собранных в комбинацию и проводит игру под музыку.

Все дети сидят на стульях или стоят вдоль стены зала. Один ребёнок выходит на середину зала (руки на поясе) и во время исполнения первой части музыки делает 4 медленных шага к любому из сидящих детей. На четвёртом шаге он останавливается перед этим ребёнком, приглашая его на танец, делает поклон, подаёт обе руки ладонями вверх. Приглашённый ребёнок кладёт руки ладонями вниз. Вместе они также медленно выходят на середину зала (ребёнок, который приглашал, двигается спиной). На четвёртом шаге дети останавливаются.

На вторую часть музыки оба ребёнка выполняют комбинацию в паре, показанную предварительно преподавателем. Остальные дети хлопают в такт музыки.

При повторении первой части музыкального произведения оба ребёнка идут к сидящим детям и приглашают их поклоном на танец. Так продолжается до тех пор, пока все дети не будут выведены на середину. При повторе игры преподаватель предлагает другой вариант танцевальной комбинации.

«Платочек» Музыкальное оформление: р.н.п. «Барыня», р.н.п. «Во саду ли, в огороде» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Игра направлена на развитие индивидуальных творческих проявлений через движение с предметом, развивает чувство ритма, способствует тренировке наглядно-действенного внимания.

Ход игры: дети садятся лицом в круг на колени. Ведущий ребёнок берёт в руку платочек и выходит в круг. Под р.н.п. «Барыня» дети хлопают в ладоши, по коленкам, стучат по полу различные ритмические комбинации, повторяя за преподавателем, а ведущий ребёнок импровизирует с платочком, используя различные танцевальные движения. Затем звучит вторая мелодия – дети наклоняются вниз, закрывая лицо руками, а ведущий выходит из круга и бежит вокруг детей еле слышно на полупальцах. На окончание музыки ведущий останавливается за спиной выбранного им ребёнка и кладёт за ним на пол платочек. Все дети оглядываются и тот, у кого лежит платочек, выходит в круг танцевать, а ведущий садится на его место. Игра повторяется несколько раз.

«Плетень»  Музыкальное оформление: р.н.п. «Как у наших у ворот», Н. Кузнецов «Полька».

Игра направлена на развитие ритмичности, учит согласовывать свои движения с музыкой, способствует тренировке внимания, развивает у детей способность к быстрой смене ориентиров, сообразительность.

Ход игры: дети делятся на две команды, встают напротив друг друга в линию, соединив руки в «плетень». На первые 4 такта одна из команд начинает движение вперёд топающим шагом (ритм задаётся преподавателем в начале игры), стараясь сохранять линию. На следующие 4 такта команда возвращается на место, двигаясь спиной. Вторая команда повторяет движение первой. Далее обе команды одновременно начинают движение вперёд в заданном ритмическом рисунке, проходят мимо друг друга и, развернувшись, остаются на месте соперников.

Звучит вторая мелодия – дети отпускают руки и двигаются в рассыпную по всему залу поскоками. Музыка обрывается неожиданно. Задача детей снова образовать «плетень» на месте соперников. Побеждает команда, которая с этой задачей справится быстрее.

Конечно, на этом арсенал игр не исчерпывается – их существует великое множество и ровно столько же можно придумать самостоятельно. Главное помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно. Только при этом условии развитие всех сторон его личности будет гарантированным и полноценным.

 

 

Список литературы

1.      Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2008.

2.      Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. – 2009. - №4. – С.21-23.

3.      Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Музыкальная палитра, 2008.

4.      Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-метод.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002.

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024