Главная | Регистрация | Вход | RSS, 07:56, 27.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Соблюдение санитарно-гигиенических требований как необходимое условие здоровьесбережения детей

Бондаренко Надежда Павловна, педагог дополнительного образования

Лишь человек здоровый в физическом и душевном плане может  смело думать о будущем.

Ухудшение  здоровья детей  школьного  возраста в России  является  не только медицинской, но и серьёзной педагогической  проблемой. И не случайно, охрана  здоровья детей стала  приоритетным направлением  в образование, т.к. только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные  знания и в будущем  способны заниматься  производительно-полезным трудом.

        В уставе Всемирной организации здравоохранения записано:                   « Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие  болезней и физических  дефектов».

                                                      Здоровье- это:

  • физическое;                
  • нравственное;
  • психологическое;          
  • социальное;
  • духовное состояния человека.

И наши дети на сегодняшний день хорошо знают, чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый  образ жизни, который складывается из таких факторов:

·         благоприятное социальное окружение;

·         духовно-нравственное благополучие;

·         оптимальный двигательный режим;

·         закаливание организма;

·         рациональное питание;

·         личная гигиена;

·         отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ).

·          положительные эмоции.

 Н,  чтобы знания о здоровье вообще были применимы к себе, стали для детей убеждениями, нужны определённые подходы и методы.

        В связи с этим педагогическая деятельность по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, определяя новые технологии:

   Здоровосберегающие

  • условия  обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, методика обучения и воспитания).
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастным, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
  •  необходимый достаточный и рационально организованный двигательный режим.

 

По определению Н.К. Смирнова – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

   Анкетные данные обучающихся показывают – пребывание детей в общеобразовательных учреждениях составляют 1/3 объема времени суток (в некоторых случаях и больше, если ребенок занимается в учреждениях дополнительного образования). Поэтому основная работа по укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни ложится на нас педагогов.

Одним из основных факторов, формирующих здоровье детей и подростков – правильно организованный учебный процесс в соответствии с возрастными индивидуальными и гигиеническими требованиями. В помещениях длительного пребывания детей воздух загрязняется продуктами жизнедеятельности организма, изменяется тепловой режим. Организм ребенка прилагает усилия не на полезную работу, а на борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.

 

Температура воздуха, согласно СанПи

должна быть:.

  • в классных помещениях 18-20с
  • в мастерских 15-17с
  • в актовом зале 18-20с
  • в кабинете информатики 19-21с
  • в спортзалах 15-17с
  • библиотеке 17-21с
  • в вестибюле и гардеробе 16-19с
  • в рекреациях 16-18с

 

            Педагогу  необходимо поддерживать воздушно-тепловой режим, который достигается проветриванием на переменах 3-5 мин., а до занятий устраивать сквозное проветривание (без детей) от 15-30мин.

Важно следить за исправностью вытяжных каналов и нельзя их заклеивать. Для обеспечения воздушно-теплового комфорта  хорошо практиковать озеленение  кабинетов такими растениями  как:  хлорофитум, бегония, кактусы и др.

         Благоприятный световой  режим в кабинетах способствует сохранению общей и зрительной работоспособности. Направленность светового потока от окон  на рабочую поверхность должна быть левосторонней.

Следует обратить внимание  на обязательное дополнительное освещение над классной доской. Не затемнять окна цветами, длинными шторами и другими предметами. Норма освещённости должна быть 90-100%.

         Одно из основных гигиенических требований - соответствие мебели росту и пропорциям тела ребёнка, что и создаёт  условия для гармоничного физического развития детей, сохранению правильной осанки.

При оборудовании учебных помещений необходимо соблюдение следующих требований:

—  соответствие мебели росту и пропорциям тела ребёнка;

—  соответствующие  требованиям размеры проходов и расстояний между предметами  оборудования:

—  расстояние между рядами не менее 60 см.

—   расстояние между стеной и столом не менее 50-70см.

—  расстояние от первой парты до учебной доски  2,4- 2,7м.

—  высота нижнего края учебной доски над полом 80-90см.

 

         

   Чистота- залог здоровья. Необходимо прививать у детей навыки:

  • мытье рук
  • опрятность в одежде
  • наличие сменной обуви
  • культура питания
  • культура труда

 

Следующим условием использования здоровьесберегающих технологий можно считать  достаточный и рационально организованный двигательный режим.

 По возможности использовать спортзалы, тренажерные кабинеты, рекреации, где провести 5-10 мин. разминки. В процессе занятия проводить физминутки после 20 -25минутной  работы на занятии.

 

Что касается здоровьеформирующих технологий.

 Положительную роль в формировании сознательного отношения детей к своему здоровью и здоровью окружающих играет сотворческая деятельность  педагога и воспитанника.

 

 Как и в каких формах ее можно осуществлять?

1.      Организовать говорящую стену (уголок планшет), где помещается высказывание великих и знаменитых людей о здоровье:

—  «Здоровье никто не подарит, как какую - нибудь вещь или игрушку».

—  «Здоровье ты должен себе сделать сам».

—  «Здоровье и доброта – части одного целого».

—  «Если у тебя много денег, но  нет здоровья, то все это тебе не нужно».

2.  Рабочий уголок (инструктажи по данной теме).

3. «Добрые традиции»   - озеленение класса, где участие принимают все, каждый ухаживает, выращивает и рассказывает о пользе своих питомцев.

4. «Малыши- няньки»- научился сам - научи других (по теме«здоровье»).

5.  Викторины, тесты, подбор материала к внеклассным занятиям.

6. Беседы и встречи с медработниками и т.д.

 

 Одним словом: любой выбор, любой труд педагога, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен.

Это необычайно благородная и благодарная роль.

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024