Бондаренко Надежда Павловна, педагог дополнительного образования
Лишь человек здоровый в физическом и душевном плане может смело думать о будущем.
Ухудшение здоровья детей школьного
возраста в России является не только медицинской, но и серьёзной
педагогической проблемой. И не случайно,
охрана здоровья детей стала приоритетным направлением в образование, т.к. только здоровые дети в
состоянии должным образом усваивать полученные
знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным
трудом.
В уставе Всемирной организации
здравоохранения записано: « Здоровье- это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье- это:
- физическое;
- нравственное;
- психологическое;
- социальное;
- духовное состояния
человека.
И наши
дети на сегодняшний день хорошо знают, чтобы быть здоровым, нужно вести
здоровый образ жизни, который
складывается из таких факторов:
·
благоприятное
социальное окружение;
·
духовно-нравственное
благополучие;
·
оптимальный
двигательный режим;
·
закаливание организма;
·
рациональное питание;
·
личная гигиена;
·
отказ от вредных
пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических
веществ).
·
положительные эмоции.
Н, чтобы знания о здоровье вообще были применимы
к себе, стали для детей убеждениями, нужны определённые подходы и методы.
В связи с этим педагогическая
деятельность по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием,
определяя новые технологии:
Здоровосберегающие
- условия обучения ребёнка в школе (отсутствие
стресса, адекватность требований, методика обучения и воспитания).
- рациональная
организация учебного процесса (в соответствии с возрастным, половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
- соответствие
учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
- необходимый достаточный и рационально
организованный двигательный режим.
По
определению Н.К. Смирнова – это все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни.
Анкетные данные обучающихся показывают –
пребывание детей в общеобразовательных учреждениях составляют 1/3 объема
времени суток (в некоторых случаях и больше, если ребенок занимается в
учреждениях дополнительного образования). Поэтому основная работа по укреплению
здоровья и формированию здорового образа жизни ложится на нас педагогов.
Одним
из основных факторов, формирующих здоровье детей и подростков – правильно
организованный учебный процесс в соответствии с возрастными индивидуальными и
гигиеническими требованиями. В помещениях длительного пребывания детей воздух
загрязняется продуктами жизнедеятельности организма, изменяется тепловой режим.
Организм ребенка прилагает усилия не на полезную работу, а на борьбу с
неблагоприятными условиями внешней среды.
Температура воздуха,
согласно СанПи
должна быть:.
- в классных
помещениях 18-20с
- в мастерских
15-17с
- в актовом зале
18-20с
- в кабинете
информатики 19-21с
- в спортзалах
15-17с
- библиотеке
17-21с
- в вестибюле и
гардеробе 16-19с
- в рекреациях
16-18с
Педагогу необходимо поддерживать воздушно-тепловой
режим, который достигается проветриванием на переменах 3-5 мин., а до занятий
устраивать сквозное проветривание (без детей) от 15-30мин.
Важно следить за исправностью вытяжных каналов и нельзя их
заклеивать. Для обеспечения воздушно-теплового комфорта хорошо практиковать озеленение кабинетов такими растениями как: хлорофитум, бегония, кактусы и др.
Благоприятный световой режим в кабинетах способствует сохранению
общей и зрительной работоспособности. Направленность светового потока от
окон на рабочую поверхность должна быть
левосторонней.
Следует обратить внимание
на обязательное дополнительное освещение над классной доской. Не
затемнять окна цветами, длинными шторами и другими предметами. Норма освещённости
должна быть 90-100%.
Одно
из основных гигиенических требований - соответствие мебели росту и пропорциям
тела ребёнка, что и создаёт условия для
гармоничного физического развития детей, сохранению правильной осанки.
При оборудовании учебных помещений необходимо
соблюдение следующих требований:
соответствие мебели росту и
пропорциям тела ребёнка;
соответствующие требованиям размеры проходов и расстояний
между предметами оборудования:
расстояние между рядами не менее
60 см.
расстояние между стеной и столом не менее
50-70см.
расстояние от первой парты до
учебной доски 2,4- 2,7м.
высота нижнего края учебной
доски над полом 80-90см.
Чистота- залог здоровья. Необходимо
прививать у детей навыки:
- мытье
рук
- опрятность
в одежде
- наличие
сменной обуви
- культура
питания
- культура
труда
Следующим условием использования
здоровьесберегающих технологий можно считать достаточный и рационально организованный
двигательный режим.
По возможности использовать спортзалы,
тренажерные кабинеты, рекреации, где провести 5-10 мин. разминки. В процессе
занятия проводить физминутки после 20 -25минутной работы на занятии.
Что касается здоровьеформирующих
технологий.
Положительную
роль в формировании сознательного отношения детей к своему здоровью и здоровью
окружающих играет сотворческая деятельность
педагога и воспитанника.
Как и в каких формах ее можно осуществлять?
1.
Организовать говорящую стену (уголок планшет), где помещается
высказывание великих и знаменитых людей о здоровье:
«Здоровье никто не подарит, как какую - нибудь вещь или игрушку».
«Здоровье ты должен себе сделать сам».
«Здоровье и доброта – части одного целого».
«Если у тебя много денег, но нет
здоровья, то все это тебе не нужно».
2. Рабочий уголок (инструктажи по данной теме).
3.
«Добрые традиции» - озеленение класса,
где участие принимают все, каждый ухаживает, выращивает и рассказывает о пользе
своих питомцев.
4.
«Малыши- няньки»- научился сам - научи других (по теме«здоровье»).
5. Викторины, тесты, подбор материала к
внеклассным занятиям.
6.
Беседы и встречи с медработниками и т.д.
Одним словом: любой выбор, любой труд педагога, который будет способствовать
улучшению здоровья детей, бесценен.
Это необычайно благородная и благодарная роль.