Главная | Регистрация | Вход | RSS | , 07:56, 27.04.2024 |
Лянторский центр детского творчества | |
Приветствую Вас Гость |
|
Соблюдение санитарно-гигиенических требований как необходимое условие здоровьесбережения детейБондаренко Надежда Павловна, педагог дополнительного образования Лишь человек здоровый в физическом и душевном плане может смело думать о будущем. Ухудшение здоровья детей школьного
возраста в России является не только медицинской, но и серьёзной
педагогической проблемой. И не случайно,
охрана здоровья детей стала приоритетным направлением в образование, т.к. только здоровые дети в
состоянии должным образом усваивать полученные
знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным
трудом. В уставе Всемирной организации
здравоохранения записано: « Здоровье- это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье- это:
И наши
дети на сегодняшний день хорошо знают, чтобы быть здоровым, нужно вести
здоровый образ жизни, который
складывается из таких факторов: ·
благоприятное
социальное окружение; ·
духовно-нравственное
благополучие; ·
оптимальный
двигательный режим; ·
закаливание организма; ·
рациональное питание; ·
личная гигиена; ·
отказ от вредных
пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических
веществ). ·
положительные эмоции. Н, чтобы знания о здоровье вообще были применимы
к себе, стали для детей убеждениями, нужны определённые подходы и методы. В связи с этим педагогическая
деятельность по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием,
определяя новые технологии:
Здоровосберегающие
По
определению Н.К. Смирнова – это все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни. Анкетные данные обучающихся показывают –
пребывание детей в общеобразовательных учреждениях составляют 1/3 объема
времени суток (в некоторых случаях и больше, если ребенок занимается в
учреждениях дополнительного образования). Поэтому основная работа по укреплению
здоровья и формированию здорового образа жизни ложится на нас педагогов. Одним
из основных факторов, формирующих здоровье детей и подростков – правильно
организованный учебный процесс в соответствии с возрастными индивидуальными и
гигиеническими требованиями. В помещениях длительного пребывания детей воздух
загрязняется продуктами жизнедеятельности организма, изменяется тепловой режим.
Организм ребенка прилагает усилия не на полезную работу, а на борьбу с
неблагоприятными условиями внешней среды. Температура воздуха,
согласно СанПи должна быть:.
Педагогу необходимо поддерживать воздушно-тепловой
режим, который достигается проветриванием на переменах 3-5 мин., а до занятий
устраивать сквозное проветривание (без детей) от 15-30мин. Важно следить за исправностью вытяжных каналов и нельзя их
заклеивать. Для обеспечения воздушно-теплового комфорта хорошо практиковать озеленение кабинетов такими растениями как: хлорофитум, бегония, кактусы и др. Благоприятный световой режим в кабинетах способствует сохранению
общей и зрительной работоспособности. Направленность светового потока от
окон на рабочую поверхность должна быть
левосторонней. Следует обратить внимание
на обязательное дополнительное освещение над классной доской. Не
затемнять окна цветами, длинными шторами и другими предметами. Норма освещённости
должна быть 90-100%. Одно
из основных гигиенических требований - соответствие мебели росту и пропорциям
тела ребёнка, что и создаёт условия для
гармоничного физического развития детей, сохранению правильной осанки. При оборудовании учебных помещений необходимо
соблюдение следующих требований: соответствие мебели росту и
пропорциям тела ребёнка; соответствующие требованиям размеры проходов и расстояний
между предметами оборудования: расстояние между рядами не менее
60 см. расстояние между стеной и столом не менее
50-70см. расстояние от первой парты до
учебной доски 2,4- 2,7м. высота нижнего края учебной
доски над полом 80-90см. Чистота- залог здоровья. Необходимо
прививать у детей навыки:
Следующим условием использования
здоровьесберегающих технологий можно считать достаточный и рационально организованный
двигательный режим. По возможности использовать спортзалы,
тренажерные кабинеты, рекреации, где провести 5-10 мин. разминки. В процессе
занятия проводить физминутки после 20 -25минутной работы на занятии. Что касается здоровьеформирующих
технологий. Положительную
роль в формировании сознательного отношения детей к своему здоровью и здоровью
окружающих играет сотворческая деятельность
педагога и воспитанника. Как и в каких формах ее можно осуществлять? 1.
Организовать говорящую стену (уголок планшет), где помещается
высказывание великих и знаменитых людей о здоровье:
«Здоровье никто не подарит, как какую - нибудь вещь или игрушку».
«Здоровье ты должен себе сделать сам».
«Здоровье и доброта – части одного целого».
«Если у тебя много денег, но нет
здоровья, то все это тебе не нужно». 2. Рабочий уголок (инструктажи по данной теме). 3.
«Добрые традиции» - озеленение класса,
где участие принимают все, каждый ухаживает, выращивает и рассказывает о пользе
своих питомцев. 4.
«Малыши- няньки»- научился сам - научи других (по теме«здоровье»). 5. Викторины, тесты, подбор материала к
внеклассным занятиям. 6.
Беседы и встречи с медработниками и т.д. Одним словом: любой выбор, любой труд педагога, который будет способствовать
улучшению здоровья детей, бесценен. Это необычайно благородная и благодарная роль. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |