Главная | Регистрация | Вход | RSS, 18:12, 29.03.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методические рекомендации

Епанчинцева Елена Евгеньевна,

педагог дополнительного образования лауреат конкурса образовательныхразработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской   деятельности учащихся

«Исследовательская  деятельность  обучающихся на музыкальных занятиях»

Цель: Создание условий для проявления на музыкальных занятиях учебно-познавательной активности обучающихся.

    Данная методическая разработка составлена для обучающихся среднего школьного возраста и отражает современные представления о целях, задачах, содержании, методах музыкального образования детей. Она поможет музыкальным руководителям решить проблему: как заинтересовать обучающихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становится не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение обучающегося к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. В данной разработке раскрываются условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, кроме этого раскрывается методика внедрения исследовательской деятельности в учебное занятие, которая предоставляет обучающимся условия осознания своей значимости, своей принадлежности к музыкальному искусству, а также знакомит с методами и приемами научной творческой работы, развивает любознательность, учебно-познавательный интерес, учит общению со сверстниками.

    В методических рекомендациях рассматриваются педагогические условия, средства реализации, определяющие эффективность процесса формирования мотивации учения обучающихся на музыкальных занятиях.

    Интересная по форме и содержанию разработка музыкального занятия доказывает успешность исследовательской деятельности в повышении учебно-познавательной активности обучающихся.

    Данная методическая разработка открывает возможность педагогам организовать такую форму учебного занятия, которая направлена на выявление детской одаренности, а также развитие самосознания и творческого самовыражения обучающихся.

 

Введение

 

Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

 

    Изменения, происходящие в настоящее время в социальной, экономической, культурной жизни России, оказывают влияние на демократические процессы в обществе, на становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями  в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

    Современному обучающемуся предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в приобретении новых знаний и умений на протяжении всей жизни. Так в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» отмечено, что в современном обществе ценится не столько владение большим объемом информации, сколько умение самостоятельно добывать и применять имеющиеся знания и умения на практике, умение развивать и обогащать свой опыт, а также, при необходимости, переучиваться. Это означает, что вместе с современными знаниями у школьников должны быть сформированы исследовательские умения – анализировать проблемные ситуации, понимать противоречия, планировать исследовательские действия, решать сложные задачи, делать выводы, выстраивать сложные суждения и умозаключения.

    Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких обучающихся, которых не удовлетворяет работа на занятиях с использованием традиционных учебных методов, они дополнительно читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно на учебных занятиях выявить всех, кто интересуется различными областями науки, видами искусства, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Не случаен, вполне оправдан и объясним с позиции целей и задач современного образования возросший в последнее время интерес к исследовательскому обучению, призванного воспитывать в обучающемся творчество и инициативу, самостоятельность и ответственность. Современному обществу нужны активные, самостоятельные, целеустремленные, одаренные молодые люди, и задача педагогов состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности, для этого необходимо создать условия для проявления учебно-познавательной активности. Чтобы реализовать эту цель, необходимо использовать разнообразные методы, которые создадут атмосферу заинтересованности детей в занятии, позволят каждому проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

    Известно, руководители музыкальных коллективов работают на оптимальный результат и в педагогической деятельности стремятся раскрыть возможности и творческий потенциал каждой личности и конечно же максимально ее развить. Для того, чтобы личность обучающегося раскрылась как уникальная и неповторимая индивидуальность, для ее самовыражения и максимального развития педагогам необходимо в образовательном процессе использовать исследовательскую деятельность, которая повлияет на формирование проектных умений обучающихся с развитием интеллектуальной, эмоциональной, волевой, предметно-практической сфер индивидуальности.

    Инновационное развитие страны требует, чтобы уже к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием современных технологий образования. Поэтому уже сегодня педагогам школьного и дополнительного образования детей необходимо делать акцент на внедрение в учебный процесс исследовательских методов, вовлекающих обучающихся в самостоятельную практическую деятельность по осваиванию новых знаний.

    Возможность применения исследовательских методов на музыкальном занятии еще достаточно не описана в литературе. Они рассматриваются как стратегия обучения одаренных детей, хотя надо привлекать обучающихся разного уровня способностей, разного возраста и не только детей с академической одаренностью. Это возможность углубления, развития творческих способностей, индивидуализации обучения, создания условий для «рождения идей», личных открытий и самосовершенствования.

Основная часть

 

Цель исследовательской деятельности:

Активное включение обучающихся в процесс самообразования и саморазвития на музыкальном занятии.

Задачи:

  •  Расширение кругозора обучающихся  в областях науки и искусства
  •     Выявление наиболее одаренных обучающихся и развитие их творческих способностей.
  •     Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, повышение уровня знаний и эрудиции в областях науки и искусства.
  •     Подготовка обучающихся к участию в научно-исследовательской деятельности для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

 

Методические рекомендации организации исследовательской деятельности на музыкальных занятиях.

 

Организуя на музыкальном занятии учебно-познавательную работу посредством внедрения исследовательской деятельности, педагогу необходимо решить следующие задачи:

  •       Овладеть знаниями, выходящими  за пределы учебной программы.
  •       Почувствовать вкус к поисково –исследовательской деятельности.
  •       Научиться приемам введения в структуру музыкального занятия метода исследования.
  •             Научиться работать с научной и методической литературой.
  •             Стать пропагандистом в значимой для себя области знаний.
  •      Хорошо представлять себе структуру исследовательской деятельности.

Исследование – метод обучения, максимально приближенный к практике и предполагающий активную исследовательскую и творческую учебную деятельность, которая нацелена на решение задач занятия.

Исследовательский метод помогает педагогу учитывать силы и интересы каждого обучающегося, индивидуализировать приемы в работе.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской деятельности,  в рамках учебного занятия необходимо  разбудить желание, интерес, сформировать мотивацию , т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Поскольку человек – существо социальное, ребенок на учебном занятии должен научиться говорить обдуманно, целенаправленно, самостоятельно решать проблемы и передавать информацию, работать с материалами и литературными источниками, дискуссировать и выступать с докладами, презентациями, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость познания и творчество, необходимо правильно выбрать тему, структуру и форму занятия. Основное значение исследовательской деятельности на музыкальном занятии – дать ученику возможность развить интеллект, эрудицию по предмету в самостоятельной, творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Обучающиеся, вовлеченные в музыкальном занятии в исследовательскую деятельность, проходят те же этапы творческого процесса, что и настоящий исследователь.

Изучив литературу, учитывая свой опыт работы, выбрала следующие правила внедрения исследовательской деятельности в музыкальном занятии:

  •  Содержание и структура занятия должны соответствовать развитию интереса обучающихся к исследовательской деятельности и логической переработке информации.
  • В исследовательскую, самостоятельную деятельность необходимо вовлекать обучающихся разного уровня подготовленности, разного возраста. Нужно учитывать возможности ребенка, прогнозировать результат. В основном, исследовательской деятельностью занимаются дети, которых характеризует стремление к более глубокой проработке изучаемой темы, концентрированное внимание, способность к длительной работе в определенном направлении, целеустремленность к максимально высокому уровню результатов музыкальной деятельности.
  •  Создавать условия для развития музыкальных способностей детей; выбирать тему и предмет исследования в соответствии с интересами и потребностями ребенка; организовать обучение « в зоне ближайшего развития и на достаточном уровне трудностей» (В.В.Давыдов); опираться на «субъектный опыт ребенка»; учить способам исследовательской деятельности.
  • Формировать умения определять цели и задачи исследования; самостоятельно работать с литературой; анализировать и систематизировать информацию; использовать методы выдвижения гипотез, описания результатов; развивать умения делать выводы и обобщать.
  • Оснащение кабинета техническим оборудованием с целью применения на музыкальном занятии анимационной наглядности и слайд – шоу.
  • Проанализируем преимущества последнего правила внедрения в учебный процесс мультимедийных технологий.
  • Использование на занятиях мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность исследования, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
  • Презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, карт, а, также, удобны для воспроизведения.
  • Предоставляют возможность проигрывания с любого носителя.
  • Осуществляется интеграция наук, раскрываются межпредметные связи.

 Экономится время для другой учебной деятельности на музыкальном занятии, для исследования других педагогических технологий. Можно использовать разнообразные формы вербального взаимодействия педагога и обучающихся, детей друг с другом.  Соблюдение принципов здоровьесберегающих технологий: возможность чередования видов деятельности, проведения физкультурных минуток.

Для того, чтобы познакомить обучающихся с методикой исследовательской деятельности на музыкальном занятии, потребуется 1-2 тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с технологией проведения исследования. Для тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением «метода исследования». Изображение лучше всего выполнить из цветной бумаги и наклеить на картон. На обратной стороне карточек нужно написать словесное обозначение каждого метода: подумать, найти в литературе, спросить у специалиста, посмотреть в интернете, провести эксперимент, понаблюдать в окружающем мире. На других карточках заготовить темы будущих исследований по данному направлению, желательно оформить иллюстративно.

Затем, объясняем начинающим исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом исследования, подготовить о нем сообщение, небольшой доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Естественно, что для детей это сложное новое дело, поэтому надо рассказать им о том, какие существуют способы добычи информации, методы исследования. Педагог должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы и способы. Начать нужно с обычных проблемных вопросов: Что мы должны сделать вначале? С чего начинает исследование ученый? И т.д. Вопросы необходимо адресовать всем обучающимся, присутствующим на занятии. По мере того, какие методы исследования дети называют, выстраивается логическая цепочка из карточек - последовательность действий. Юные исследователи понимают: карточки с обозначением методов исследования не что иное, как план будущего исследования. Педагогу необходимо помочь детям выстроить свой собственный план исследования. Чем больше методов будет задействовано, тем интереснее будет работа.

Следующий шаг - сбор материала. Прежде чем приступить к этой работе, нужно поговорить с детьми о способах сбора информации. Очень важно поддерживать темп работы, поэтому нужно давать конкретные сроки, не растягивая по времени, а наоборот. Обучающиеся должны очень быстро собрать проанализировать и обобщить материал – этот метод называется «мозговой штурм». Эффективность данного метода доказана учеными. Кроме всего, дети должны ответить на вопрос: «Что нового, интересного и полезного они узнали?».

На первых порах педагогу необходимо активно помогать обучающимся, интересоваться, как продвигается исследование, дабы не потушить огонь познания, поощрять смелые высказывания, публичные выступления. Без этого вся дальнейшая работа может быть существенно осложнена. Особое внимание нужно уделить первому публичному выступлению. Доклад должен быть кратким, логически понятным. Постепенно, с приобретением исследовательского опыта, ребенок научиться строить свое выступление в правильной логической последовательности. Естественно, качество представленной информации зависит от общего уровня развития обучающегося, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. После выступления юных исследователей устраивается общее обсуждение. Проведение этой важной части требует особого педагогического такта.

Как только педагог почувствует, что обучающиеся освоили общую схему исследовательской деятельности, можно переходить к организации самостоятельной работы на музыкальном занятии.

Уже на первых занятиях у обучающихся развивается музыкальное мышление, творческие способности, учебно-познавательная активность.

 

Значение русского фольклора, как важной части музыкального воспитания, в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, жизненного опыта.

 

Примером внедрения исследовательской деятельности в учебный процесс может служить открытое занятие «Русская народная колыбельная песня», которое относится к разделу «Русский музыкальный фольклор» образовательной программы «Вокальное пение». Данная разработка составлена для обучающихся дополнительного образования детей средней возрастной категории.

Работая с детьми среднего школьного возраста, нередко можно заметить детскую пассивность, закомплексованность, неумение раскрыть свои возможности. Чтобы полностью раскрыть творческий потенциал ребенка, необходимы новые захватывающие приемы для воспитания у детей устойчивого интереса к учебно-познавательной деятельности.

Музыкальное занятие нетрадиционной формы с использованием исследовательских методов стимулируют обучающихся к активной мысли, самостоятельности, творчеству, потребности в выражении чувств.

Данная тема очень важна, так как происходит обогащение и целенаправленное накопление музыкально-слухового и интонационного опыта обучающихся.

 

План  организации  исследовательской деятельности

обучающихся на  занятии по теме «Русская народная колыбельная песня».

1.     Организация обучающихся по группам: фольклористы, музыковеды, филологи, историки, логопеды, медики, психологи (по желанию и интересам).

2.     Знакомство с темой исследования.

3.     Постановка целей:

-         проанализировать характерные особенности русской народной колыбельной песни,

-         получить больше новых сведений об объекте исследования

4.     Составление плана исследования.

5.     Исследовательская работа по плану:

-         изучение литературы в библиотеке;

-         самостоятельное обдумывание;

-         консультации со специалистом и педагогом;

-         прослушивание колыбельных в исполнении разных исполнителей;

-         обобщение собранного материала.

6.     Подготовка доклада по направлениям  с использованием слайд-шоу (у каждого ребенка свое задание : оформление кабинета, поиск информации, оформление работы)

7.     Оценка результатов (активность, качество, объем используемых источников, креативность.

Вывод: Продемонстрированные методы и приемы музыкального занятия не только обеспечиваю личностно-ориентированный подход к обучающимся, но и создают необходимые условия для познавательной активности обучающихся

Заключение

Выводы:

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся не будет успешной, если в ее результатах не заинтересован сам педагог. Только там, где учителя сами заинтересованы в развитии способностей учащихся, может быть создана стройная система развития исследовательских умений обучающихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Исследование -  всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования.

Используя на занятиях исследовательскую деятельность, педагоги открывают креативные способности каждого ребенка. Человек не рождается сразу поэтом, художником и музыкантом. В каждом ребенке скрыт талант – нужно лишь увидеть его.

Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их и совершенствуйте!

 

Форма входа


Copyright MyCorp © 2024