Кулибекова
Эльмира Сапиюллаевна
педагог
дополнительного образования
второй
квалификационной категории
Цели занятия:
- формировать на основе
полученных и закрепленных знаний, умения и навыки техники вязания крючком;
- развивать сенсорную сферу
обучающихся через точность различения оттенков пряжи, подбора ниток разной
фактуры; овладение моторикой мелких мышц кистей рук;
- воспитывать у обучающихся
трудолюбие, аккуратность, доброжелательность.
Оборудование:
· Плакат «Страна
Рукоделия».
· Выставка
творческих работ детей.
· Эмблемы.
· Карточки –
вопросники.
· Инструменты:
крючки, спицы
Действующие лица: Девочка, Спицы – две подружки, Крючок –
Весельчак.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Педагог:
Здравствуйте, дорогие друзья, гости! Сегодня у нас необыкновенное
занятие. Мы подводим итог проделанной работе. Вместе с маленькими артистами и
волшебным клубком совершим путешествие по стране Рукоделии, вспомним, чем мы
занимались в течение года, чему научились, чего достигли, что понравилось
больше всего, а что оказалось очень сложным и трудным.
(в стороне сидит Девочка, держит шкатулку для рукоделия и плачет)
Педагог: Ой! Кто же это плачет? Айшан,
кто тебя обидел? Отчего, ты так сильно расстроилась? Поделись с нами, может
быть, мы с ребятами сможем тебе помочь.
Девочка: Как же мне не плакать,
собралась я на занятие, взяла свою шкатулку для рукоделия, открыла, а она
пуста. Куда-то пропали все мои инструменты: спицы и крючки.
Педагог: Ребята, а вы не видели
пропажу? Посмотрите скорее в свои коробочки, проверьте, все ли у вас на месте?
Я слышала,
что Спицы – Подружки и Крючок –
Весельчак поспорили между собой, кто из них важнее? Да спор их не на шутку
вышел: поссорились и разбежались в разные стороны. А напоследок сказали: пусть
ребята сами решают, кто из нас важнее.
(Отвечают дети).
Девочка: Я свои инструменты люблю: и
спицы и крючок! Возьмешь в руки эти волшебные палочки-спицы, и происходит чудо:
петелька за петелькой – и клубок ниток становится шапочкой, носками, шарфиком,
варежками. А с крючком – весельчаком нескучно никогда. Из волшебных цепочек
можно сделать картину, ажурный узор связать. Вы, ребята, достаньте свои
инструменты и покажите их.
2.
Разминка.
Педагог: Давайте же, ребята, поможем Девочке
вернуть ее инструменты. А для этого нужно отгадать загадки. Загадки непростые,
про рукоделие. Может быть, наши пропавшие инструменты услышат, как ребята много
знают о них, и вернутся к нам.
Загадки о рукоделии
1.
Чем
больше я верчусь,
Тем больше
богатею,
И больше я
толстею,
Какая это честь!
Отечество мне –
лес! (Веретено)
2.
Маленький,
кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок)
3.
Весь
мир одевает, сама нагишом. (Игла)
4.
Два
конца, два кольца, а посередине гвоздь. (Ножницы)
5.
Желтенький
жучок, на кончике червячок. (Булавка)
6.
Конь
стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
7.
Сама
коротка, а хвост длинен. (Игла с ниткой)
8.
Шла
свинья из Питера, вся истыкана. (Наперсток)
9.
Скорчится
с кошку, а растянется с дорожку. (Нитки)
3. Повторение изученного материала.
Ребята, вы уже
знаете, что спицы и крючки, которыми мы работаем, разные. Какие разновидности
спиц вы знаете? Кто ответит?
Ответы детей: бывают спицы короткие и острые с двух
концов, а бывают, длинные – длинные и на конце – шляпа. Бывают и совсем
удивительные спицы, соединенные между собой тонкой капроновой леской, такие
спицы называются – кольцевые.
Какие
разновидности крючков вы знаете?
Ответ детей: крючки также бывают разные: деревянные,
пластмассовые, стальные (показывает инструменты). Иногда мы вяжем толстым
крючком, а иногда – тонким. Почему? (ответы
детей).
Молодцы, вы –
настоящие знатоки рукоделия! Вспомнили какие виды спиц и крючков вы знаете.
Спицы: кольцевые, тонкие и толстые, короткие и длинные; крючки тоже все разные:
по толщине, и по материалу из которого
они сделаны. Все эти инструменты вам
хорошо знакомы.
Вот и наши
друзья-инструменты нашлись, они поняли, что без них мы не сможем заниматься
нашим любимым делом – вязать красивые вещи! (Заходят
помирившиеся Крючок – Весельчак и Спицы – Подружки)
4. Повторение и обобщение основных теоретических
понятий.
Здравствуйте,
ребята! Мы помирились и поняли, что мастер любит свои инструменты, и они для
него важны. Для плотника – топор, для швеи – игла, для художника – кисть, а для
вас – мы важны, потому что вы – маленькие рукодельницы, которые учатся вязать и
спицами, и крючком!
Педагог: Вот и спор наш разрешился. А
теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Рукоделия. А
путеводителем будет «Волшебный клубок».
(раскрывается карта «Страна Рукоделия»)
Сейчас мы
бросим волшебный клубок, и посмотрим,
куда он нас приведет.
Первая остановка: «Разноцветные
цепочки»
(оформлена выставка работ детей)
Крючок – Весельчак: во многих местах я
побывал, но такой красоты я не видел, а еще приятней мне становится от того,
что все эти картины выполнены с моим участием. Правда, ребята? Расскажите, как
же вы их выполнили? (Задает вопросы).
ВОПРОСЫ:
1. Из какого
материала созданы эти картины? (подходит
к выставке картин).
2.
Как
же вы их создавали? (дети перечисляют
этапы работы).
3.
Что
самое трудное было в работе? (перечисляют).
4.
Что
это за загадочные символы? (педагог показывает карточки с основными
обозначениями элементов вязания крючком).
Молодцы!
Назовите, ребята, лучшую на ваш взгляд работу. Чем она вам понравилась?
(Бросаем клубок, на карте находим следующую
остановку).
Вторая остановка: «Солнечная»
Спицы – подружки: Ребята, сколько
разноцветных кружков вы связали! Для чего они нужны? (дети отвечают).
Ответ: учились вязать кружок,
столбиками без накида. Самый важный момент при вязании крючком: научится вязать
по кругу. Связали прихватки для кухни (подарок
мамам).
(Все работы на выставке)
ВОПРОСЫ:
1.
Как
правильно подобрать крючок, чтобы вязание было красивым и имело хороший вид? (Подобрать соответствующий номер крючка, для
тонких – маленький номер крючка, для толстых – большой номер крючка.)
2.
Как
называется петелька, с которой начинается вязание. (Воздушная).
3.
Для
чего применяют полустолбик? (Для
соединения круговых рядов).
4.
Как
на схеме обозначается столбик без накида? (Крестик).
5.
Как
на схеме обозначается столбик с накидом?
6. Какие нитки мы
возьмем для летних вещей: топов, маечек (показать
альбом с образцами).
7. Какие нитки мы
возьмем для зимних вещей (шерстяные,
натуральные, мохер и другие. Показать на образцах).
Отправляемся
дальше, и следующая остановка, по выбору нашего волшебного клубка,наверное,
самая любимая у всех девочек.
Третья остановка: «Мои куклы»
Девочка: Какие красивые игрушки!
Маленькие рукодельницы с удовольствием вяжут одежду для своих любимых кукол.
Сегодня это куклы, а в будущем все мы будем мамами и сможем связать прекрасные
вещи для своих малышей.
Вот и я, в
прошлом году вязала на куклу, а сегодня я могу похвалиться вещами, которые
связала для себя. Это шапочка и шарфик, сумочка, варежки.
Вот интересная
кукла! (показывает). Кто же связал
эту одежду? (Девочка, которая вязала эти
изделия, встает и рассказывает). Как зовут куклу? Как называется ее наряд?
Куда можно пойти в таком костюме? Какими инструментами, и какой техникой
вязания выполнено изделие?
А сейчас нас
клубок привел на остановку «Башмачки-скороходы».
Четвертая остановка: «Башмачки-скороходы»
(главные действующие лица по
очереди перечисляют пословицы – поговорки).
Крючок – Весельчак: Интересные башмачки
получились у наших первоклассников. Кто – то вязал для маленьких братиков
сестричек, а кто – то и для себя. Но все потрудились на славу.
Мы вам назовем
пословицы о труде, если вы знаете, то можете продолжить. (главные действующие лица по очереди перечисляют пословицы –
поговорки).
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ:
Без веретена пряжи не спрядешь.
Без топора не плотник, без иглы
не портной
Была бы охота, заладится любая
работа.
Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда.
Глаза страшатся, а руки делают.
Делу – время, потехе – час
К чему душа лежит, к тому и руки
приложатся.
Каков мастер, такова и работа.
Кончил дело, гуляй смело.
Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
Педагог: Молодцы! Трудиться любят,
пословицы о труде знают. Идем дальше. Последняя остановка в нашем путешествии.
5. Закрепление изученного материала с выполнением
практических заданий
Пятая остановка: «МАСТЕРСКАЯ»
Педагог, Девочка, Подружки - Спицы, Крючок – Весельчак:
Все вместе мы
можем выполнить много красивых, интересных вещей, игрушек – сувениров. Каждый
из вас вяжет свою игрушку, сумочку, пусть она будет красивой, неповторимой. Это
последний этап в нашем путешествии в этом году.
6. Подведение итогов занятия.
Педагог: За год вы многому научились, и
результат этой работы все вы сегодня видите. Вы знаете, какие виды спиц и
крючков бывают, как правильно выбирать нитки, вязать по схеме и соединять
изделия. Чему еще вы научились на занятиях по вязанию? (ответы детей)
Дорогие
ребята, наше путешествие подошло к концу, но страна «Рукоделия» большая и вам
еще многое предстоит узнать, многому научиться, поэтому мы: Девочка Айшан,
Спицы – Подружки, Крючок – Весельчак и я, ждем вас на следующий год, приходите!