Психолого-педагогическая компетентность педагога
Иноземцева О.Е., методист по мониторингу и прогнозированию образовательного процесса
Сегодня для нашей страны необычайно
важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. С
качеством образовательного процесса тесно связана психолого-педагогическая
компетентность педагога. Качество
образования во многом определяется уровнем подготовки педагогов. Кроме знания
своего предмета, педагог должен «владеть организаторскими умениями, пониманием
философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить
проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и
деятельности своих коллег». Успех образовательного процесса во многом зависит
от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.
Необходимыми в педагогической деятельности являются такие личностные качества,
как коммуникативность, гибкость,
способность к сотрудничеству, и профессиональные качества: педагогическая
эрудиция, наблюдательность, прогнозирование, рефлексия.
Психолого-педагогическая компетентность
педагога включает в себя:
- осведомленность педагога об
индивидуальных особенностях каждого ребенка, его способностях, достоинствах и
недостатках;
- осведомленность в области процессов
общения, происходящих в группах, с которыми педагог работает;
- осведомленность педагога об
оптимальных методах обучения, о сильных и слабых сторонах своей деятельности и
о способах профессионального самосовершенствования.
Cуществуют различные диагностики,
которые помогают выявить проблемы в профессиональной педагогической
деятельности.
(Накануне семинара) Педагогам
было предложено заполнить на анкету на предмет владения системно-деятельностным
подходом. Результаты оказались следующими:
- 4 человека из всего коллектива
дали четкое определение системно-деятельностному подходу.
Назвали
отличия традиционной формы усвоения знаний обучающимися от усвоения знаний при
системно-деятельностном подходе 3 педагога.
-4 человека используют на
занятиях интерактивные методы обучения.
-7 педагогов применяют на
занятиях задания на развитие критического мышления.
-4 педагога используют в
образовательном процессе технологии проектной деятельности.
-12 человек применяют на занятиях
проблемные ситуации.
-9 педагогов проводят занятия с
элементами исследования.
-7 педагогов указали, что им
удается мотивировать ребенка к учебной деятельности различными способами:
создание ситуации успеха, индивидуальный подход к каждому ребенку,
использование загадок, игр, стихотворений, проведение экскурсий, выставок,
творческих конкурсов.
У всех
педагогов на занятиях присутствует самостоятельная работа обучающихся.
-11 человек используют в
образовательном процессе ИКТ.
Рефлексию учебной деятельности
проводят 13 педагогов.
По результатам анкетирования можно сделать
вывод, что большинство педагогов имеют общее представление о
системно-деятельностном подходе, учитывают
индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности
обучающихся, стараются создать ситуацию успеха для каждого ребенка,
поощряют самостоятельность обучающихся, проводят занятия с созданием проблемных
ситуаций и с элементами исследования.
Малый процент педагогов применяют
на занятиях задания на развитие критического мышления, интерактивные методы
обучения и технологии проектной
деятельности.
Существуют пути повышения
психолого-педагогической компетентности педагога:
- Тренинги профессиональной компетентности с целью
развития педагогического мышления, педагогической интуиции и рефлексии;
- Анализ конкретных педагогических
ситуаций с целью совместного решения общих профессиональных задач;
- Профессиональное
самосовершенствование.
Таким образом, в развитии
психолого-педагогической компетентности главная роль отведена профессиональному
и личностному самосознанию и самосовершенствованию.