Главная | Регистрация | Вход | RSS, 21:42, 23.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование положительной учебной мотивации

Бондаренко Надежда Павловна, педагог дополнительного образования

         Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую выдающийся психолог Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей. У ребенка, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

           Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок учиться лучше.  Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм познавательной деятельности, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

        Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагоги сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам детей. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что обучающиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Те дети с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят  перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив. Склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированнее подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, педагог обычно сравнивает достижения одних детей с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправдано сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и толь затем с общим нормативом.

        Познавательный интерес формируется и становится устойчивым толь в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Эффективность учебной мотивации ребенка и его статус  как обучающегося в объединении взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у обучающихся развиваются позитивные навыки общения. Однако. Часто случается так, что они испытывают страх перед отрицательным оцениванием, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть непринятым в качестве «своего». Неспособность (по различным причинам) принимать участие в жизни объединения, а также определять свои цели приводит к возникновению трудностей в обучении внутри объединения, чем невысокие интеллектуальные возможности.

Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях – и к деградации. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию.

        Научное понятие «тревожность» в повседневном языке раскрывают такие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств  особенностей человека, таких, например. Как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Обучающийся имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее.

         Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним мотивам ее можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения, познания нового. Неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов.

            Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения как саморазвития. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому при развитии мотивации обучающихся следует учитывать зону ближайшего развития. Для того чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е чтобы они стали значимыми для него.

     Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности:

1.            Содержание учебного материала.

2.            Организация учебной деятельности.

3.            Стиль педагогической деятельности педагога.

4.            Формы организации учебной деятельности.

5.            Оценка учебной деятельности обучающегося в безличной форме, в сравнительной динамике.

В контексте данной темы предлагаем мотивационный цикл, позволяющий педагогу наполнить психологическим содержанием каждый этап занятия.

1этап. Возникновение мотивации

На данном этапе нужно зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (мы хорошо поработали над предыдущей темой). Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы). Усилить мотивы ориентации на предыдущую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях).

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации

на этом этапе используются чередование различных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание. Вызывающее положительные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих обучающихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершения

Здесь важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т. е положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих обучающихся, сочетая ее с дифференцированной оценкой педагога. Позитивное восприятие им детей и самого себя – один из важнейших факторов эффективности учебной работы, так как способствует развитию у обучающихся положительной самооценки и внутренней учебной мотивации. Иными словами, деятельность педагога будет эффективной. Если он профессионально компетентен, способен создать в объединении атмосферу взаимного уважения, доверия и тепла.

Личностные качества, необходимые педагогу для эффективной работы:

·   Стремление к максимальной гибкости;

·   способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям обучающихся;

·   умение придать личную окраску преподаванию;

·   владение стилем доверительного (неформального) общения с обучающимися;

·   эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

 

Теперь отметим условия, способствующие формированию позитивных мотивов учения  детей старшего возраста

1.                  Осознание ближайших и конечных целей.

2.                  Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.

3.                  Наличие любознательности.

4.                  Положительный психологический климат в объединении.

5.                  Профессиональная направленность в учебной деятельности.

Перейдем к организации поэтапной учебной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации  старшеклассников.

 

1-й этап – мотивационный.

Он включает в себя следующие учебные действия:

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы (постановка учебной задачи, теоретическая и практическая значимость темы);

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации

(цель деятельности на данном занятии);

Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки (план работы, установка на подготовку к изучению нового материала).

2-й этап – операционально-познавательный.

Он предлагает:

Усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;

Положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.

3-й этап – рефлексивно-оценочный.

На этом этапе происходит:

Анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;

Организованное подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы обучающихся в позитивную плоскость приобретенного опыта («на ошибках учатся»);

«подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приведет к формированию ее устойчивости.

 

 

 

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024