О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей
В соответствии с Комплексным планом
мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и
федеральных агентств, по выполнению Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и
плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году,
направляем примерные требования к программам дополнительного образования детей
для использования в практической работе (прилагаются).
Директор
Департамента А.А. Левитская
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой
аспект
В соответствии со статьей 9 Закона
Российской Федерации «Об образовании» (далее
- Закон) образовательная программа определяет содержание образования
определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы,
направленные на решение задач формирования общей культуры
личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам
относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и
образовательных учреждениях профессионального
образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного
образования детей, где они являются основными (Типовое положение об
образовательном учреждении дополнительного
образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и
в иных учреждениях, имеющих соответствующие
лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание
дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что
содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется
образовательной программой (образовательными
программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из
факторов экономического и социального
прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для
ее самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний
и уровню образовательной программы (ступени
обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование
этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном
объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком
учебного процесса, качество образования своих
выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями
и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания,
развития детей. В связи с чем, содержание
дополнительных образовательных программ должно: соответствовать:
²достижениям
мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям
регионов;
²соответствующему
уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему
(полному) общему образованию);
²направленностям дополнительных образовательных программ
(научно-технической,
спортивно-технической,
художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой,
эколого-биологической,военно-патриотической,социально-педагогической,
социально-экономической, естественно-научной);
²современным образовательным технологиям, отраженным
в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности,
результативности);
²формах
и методах обучения (активных методах
дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях,
конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
²
методах контроля и управления образовательным процессом(анализе результатов
деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого
оборудования,
инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть
направлено на:
создание
условий для развития личности ребенка;
развитие
мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение
эмоционального благополучия ребенка;
приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику
асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной
культур;
целостность процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка;
укрепление
психического и физического здоровья детей;
взаимодействие
педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы
дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает
следующие структурные элементы:
1.
Титульный лист.
2.
Пояснительную записку.
3.
Учебно-тематический план.
4.
Содержание изучаемого курса.
5.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы.
6.
Список литературы.
Оформление
и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
-
наименование образовательного учреждения;
·
где,
когда и кем
утверждена дополнительная образовательная программа название
дополнительной образовательной программы;
·
возраст
детей, на
которых рассчитана
дополнительная образовательная программа;
·
срок реализации дополнительной образовательной
программы;
·
Ф.
И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной
программы;
·
название
города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная
образовательная программа;
·
год
разработки дополнительной образовательной программы.
2. В
пояснительной записке
дополнительной образовательной программы детей
следует раскрыть:
·
направленность
дополнительной образовательной программы;
·
новизну,
актуальность, педагогическую целесообразность;
·
цель
и задачи дополнительной образовательной программы;
·
отличительные особенности данной
образовательной программы от
уже существующих
программ;
·
возраст
детей, участвующих в
реализации данной
образовательной программы;
·
сроки
реализации дополнительной образовательной
(продолжительность
образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
·
ожидаемые
результаты и способы определения их результативности;
·
формы подведения
итогов реализации дополнительной образовательной
программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции
и т. д.).
3.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
·
перечень
разделов, тем;
·
количество
часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4.
Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через
краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
·
обеспечение
программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий,
конкурсов, конференций и т.д.);
·
рекомендации
по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов
или опытов и т.д.;
·
дидактический
и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика
опытнической или исследовательской работы и.т.д.
6.
Список используемой литературы