Главная | Регистрация | Вход | RSS, 13:23, 19.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Гусли как источник познания

Гусли как источник познания

Автор: Пырчак Никита Иванович

Тюменская область, Сургутский район, город  Лянтор, 

 объединение «Резьба по дереву»

 

Аннотация

В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.

Со временем духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

Настоящая исследовательская работа представляет собой попытку свободного и систематизированного изложения материалов, связанных с изготовлением крыловидных (звончатых) гуслей.


Гусли как источник познания

Автор: Пырчак Никита Иванович

Тюменская область, Сургутский район, город  Лянтор, Муниципальное общеобразовательное

учреждение дополнительного образования детей «Лянторский центр  детского  творчества»,

9 класс, объединение «Резьба по дереву»

 

 

Введение

Существует много забытых инструментов, одним из которых являются гусли. В наши дни, к сожалению, осталось не так уж много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания народных музыкальных инструментов. Мастера создают свои шедевры только по индивидуальным заказам.

Впервые услышав гусли «в живую», мы были зачарованы звуками этого инструмента. Иногда казалось, что мы слышим  звон колоколов переплетающийся с гулом ветра, журчанием воды. Захотелось приобрести гусли. Поиски по музыкальным магазинам г.Сургута оказались напрасными. Есть всё, правда на 90% китайского производства, а вот гусли предложили приобрести через Интернет. Оказалось, что цены на инструмент очень высокие и далеко не каждый может позволить себе купить гусли. Поэтому главная цель моей работы: формирование информационной базы о музыкальном инструменте – гусли. Для этого нам необходимо было решить следующие задачи:

·         составить историческую справку об инструменте;

·         узнать о разновидностях гуслей

·         познать устройство и основные детали инструмента

·         освоить технику изготовления  гуслей;

·         изготовить инструмент своими руками.

 

Струнные (щипковые) инструменты

Гусли

           Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом [1]. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве «Д» представлен человек, играющий на гуслях. На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам [2].

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов.

   От этого слова произошли современные названия: гуслей — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle ('скрипка') y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса [3].

Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951- 1962гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Были также найдены главные детали инструмента - верхняя дека и струнодержатель. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». По предположениям исследователей, возможно, это имя древнего гусляра и одновременно мастера, сделавшего гусли. Отверстий на верхней резонаторной деке ещё не было.

Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне – изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина берёзы, рябины, ели.

Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещалась круглый валик, т. наз. Струнодержатель, в верхней- деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».

Музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствует пятитоновому ладу русской песни. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры ими свободно поочерёдно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды.

Древние гусли

«Гусельная доска», «досточка гусельная»- под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досточка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струн, иначе настройки), струны. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн [3].

Первобытные гусли (от слова гудеть) своим видом напоминают плашмя положенную арфу. «Гусли-самогуды» сами, по словам на­рода, гудят, сами пляшут и песни игра­ют на коленях дотошного гусляра, перебирающего (сидя) пальцами или подергивающего «белою рукой» звон­чатые струны (льняные или волося­ные), натянутые на хитро сделанный из яворового дерева (гусли яровчатые) «голосный ящик» (доску). Песня шла здесь в первую голову, самые гусли — только подыгрывали ей. Были, кроме певунов, и «игрецы-плясуны». Древ­нерусские «скомрахи, плясцы, гудцы, сквернословцы» (в устах письменных людей) пользовались почетом даже при княжеском дворе. Время от времени посылались «люди государевы» наби­рать по Руси веселых людей «на княже­нецкий двор». Веселые люди (впослед­ствии выродившиеся при дворе в шу­тов и «дураков») должны были петь пе­ред князем и всячески утешать его на пирах и на беседах. Кроме завзятых скоморохов, веселостью снискивавших себе пропитание, видывал княжеский двор и любителей искусства, богатых гостей и богатырей (Садко, Добрыня, Ставр Годинович, Соловей Будимирович и другие), по своей доброй воле проявлявших дарование перед лицом князя, что опять-таки впоследствии выродилось, должно быть, в князей и бояр-шутов. Кроме пиров, участво­вали скоморохи и гусельники в свадеб­ных поездах, что отчасти сохранилось и теперь в деревенской глуши, особен­но в Малой и Белой Руси. Желанный гость каждого пира, имевший свое особое место у велико- княжеского стола, — скоморох-гусляр к XVII столетию все более и более на­чинает вытесняться из палат «хорами мусикийских орудий», «варганами», духовой и «ударной» музыкою инозем­ной и переходит исключительно уже на площадь, в народную толпу, утрачи­вая при этом свой величавый характер и делаясь иногда — в угоду кормящей его толпе — «глумцом», «глумотвор-цем» и «пересмешником» [3]. Гусляры — слагатели былин, распевавшие старым складом «песни умильные», «песни царские», наигрывавшие «игры неж­ные», доставлявшие «утехи великие», уступают главное место создателям «веселой игры», ранее шедшим не­раздельно с ними. И эти последние, подлаживаясь под низменные вкусы черной толпы, делались иногда — и не только в глазах строгих книжни­ков — «блазниками, срамниками и сквернодеями».

Древний скоморох повествовал о местах далеких, начинал свою «игру-песню» из-за синя моря, переплетая повествование россказнями о своих похождениях (наигрыши, напевочки, топцы), «сказал по мысленному дре­ву», возносился под облака, мчался че­рез долы и горы, воспевал и Илью, и Соловья-разбойника, и «премуд­рость Соломонову», и «глухоморье зеленое», перепархивая от старины стародавней к веселым прибауткам и шуточкам, иногда и не совсем поучи­тельного склада. С конца XVI, а осо­бенно в середине XVII века — по сви­детельству Адома Олеария  и других современников — скоморох отделяется от гусельника и водит его за собою только для подыгрывания или подпе-ванья, сам немало теряя в глазах люби­телей древнего песнотворчества. «Скоморох голос на дудке настроит, да житья своего не установит», — гласит народная пословица, и вот плясуны, певуны, потешники-скоморохи бредут по всему русскому раздолью, из города в город, от села к селу — на улице, на площадях и полях увеселяют народ в праздничное время. То вразброд, парами или — по стари­не — и в одиночку, то целыми ватага­ми дают они свои представления под игру седобородых гусельников, взды­хающих на своих говорящих струнах о вымирающей «великой потехе умильной» [4]. Появляется новый род скоморохов — скоморохи-кукольники, обвязывающиеся крашениной и устра­ивающие у себя над головой нечто вро­де кукольного балагана. «Игры, глаго­лемые куклы» прибавляются к длин­ному списку преступлений против веры и нравственности в глазах строптивых книжников. А между тем «игры» эти сначала были совсем невинными проявлениями народного остроумия, веселыми-безобидными шутками; за­тем стало примешиваться к этому об­щественное содержание, а потом уже и «соромные действа», так поразив­шие заезжего «немца» Олеария. Скоморохи-кукольники, в сопровождении гусельщика, были предметом общего удивления и восторга и на шумной мос­ковской площади, и на улице захудало го посада-пригорода, и под сенью гостеприимной боярской хоромины, и под навесом старых ветел в деревен­ском хороводе. Везде за ними ходили толпы народа, щедро оделявшего по­тешников чем попало: и мелкой ме­дью, и всем кто чем богат, и даже крепким русским словцом.

О гусельниках-кукольниках (по ста­рой памяти они все еще прозывались-величались гусельниками) можно со­ставить довольно верное понятие по представлениям современного «Петрушки», почти целиком сохранившего некоторые особенности старинной «кукольной игры». Обстановка — вся разница. В Москве — на Девичьем поле и в Сокольниках (весною), в Петербурге — недавно на Царицыном лугу, а теперь — на Семеновском плацу и по всему простору земли Русской (по яр­маркам) и теперь еще можно видеть не только эти остатки старинной потехи, но и народных скоморохов — в лице «балаганных дедов-стариков», на Украине — гусляров-кобзарей (к сожа­лению, явление исчезающее), а на Крайнем Севере да кое-где по Вол­ге и певунов-сказителей, оставивших гусли и безо всякого подыгрыша, голо­сом ведущих пересказы былин старо­давних. И все это, несмотря на то что, начиная с XVII столетия, против «ве­селых людей» восставали заодно с книжными людьми и духовенство, и светские власти, запрещавшие не только «скоморошество», но даже из­дававшие строгие наказы об «изнич­тожении» всей струнной музыки на Руси, делавшие гусельщиков-потешников отверженцами общества. Нужно оговориться, однако, что на такие строгие меры против «веселых молод­цов» власти были вызваны тем, что в некоторых местах бродячие ватаги скоморохов превращались в шайки грабителей, не хуже разбойников опустошавшие мирные деревеньки. Эти исключительные явления давали повод к незаслуженным карам за ско­морошество и «веселие» вообще. Но живуч дух русского народа, живучи его остроумие, его природная склонность к песнотворчеству, «великому» и «ма­лому», «умильному» и «веселому», его любовь к искусству. Прошли столетия, преследование «веселия» давно в об­ласти преданий, на Руси процветает театр, окрепла и развилась музыка, широко расправило свои могучие кры­лья искусство-художество, а и теперь еще гудят кое-где гусли-самогуды, и теперь еще справляется народная потеха веселая.

 

 

 

Разновидности гуслей

Гусли шлемовидные, или «псалтырь», имели шлемовидные клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых. Размеры инструмента- длина 900мм, ширина 475мм, высота 110мм. Количество струн от 11 до 36.

Большой популярностью в народе пользовались 20- 25-струнные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.

Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI- XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше- длина 1500мм, ширина 500мм, высота 200мм.

Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66 . Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.

Гусли крыловидные (или звончатые) состоят из долбленного или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры - длина 600мм, ширина 250мм, высота обечайки (боковой части) 45мм. Некоторые образцы XI- XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.

Эти гусли были распространены с XIV-XVвв. В Латгалии (современная Латвия), Новгородщие и Псковщине (современная Россия) о других регионах ничего с уверенностью сказать нельзя. Этот инструмент считается самым часто встречающимся, из сохранившихся по сей день в народном быту гуслей.

  Конструктивно. Как ясно из названия, этот инструмент отличает наличие открылка. Открылок - тонкая часть корпуса, выступающая за колковый ряд. Открылок - дополнительная «площадка» для отражения звука, дополнительная резонирующая дека. Благодаря открылку эти гусли ощутимо громче и резче, чем, например, гусли-кантеле.

      Строй: миксолидийский лад (например, соль-до-ре-ми-фа-соль-си.бемоль-до-ре).Внизу для дополнительной окраски нижняя кварта или квинта. Инструмент можно сделать в любой тональности [5].

 

 

 

Устройство и основные детали инструмента

Гусли состоят из трёх основных частей (деталей): корпуса, струнодержателя, колков; Металлических струн. Встречаются образы гуслей на которых вместо деревянных струнодержателей и колков устанавливаются металлические- более прочные, выдерживающие нагрузки при натяжении струн.

Для корпуса гуслей используется высушенная доска берёзы, рябины, клёна, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска- гладко простроганной с четырёх сторон(две пласти и кромки) и определенной по размеру.

Перед установкой колков и струнодержателя на корпус, имеющий прямоугольную полость и четыре стенки, приклеивается важная деталь инструмента- дека.

Дека (от нем. Decke, букв.-крышка)-необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру. Колебания струн передаются декой через доставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, её наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса [2].

 

Тональность и длина струн

С помощью доски длиной около метра и двух колков, вбитых в неё на расстоянии 60см (можно меньше), определяем длину первой (самой длинной) струны. Используем струны гитарные без обмотки:№1 для высоких звуков и №2 для низких. Натягивая и отпуская струну, находим оптимальное звучание. Длину струны определяем с помощью подставки, отсекая струну в разных местах. То есть, укорачивая или удлиняя струну, мы повышаем или понижаем строй инструмента.

Исходя из ширины бревна и учитывая, что расстояние между струнами в зависимости от манеры игры и толщины пальцев музыканта должно быть не менее 17мм, определяем количество струн, умещающихся на этой ширине,- диапазон инструмента. Например, ширина бруска- 20см. Отступаем от краёв по 1см и полученное расстояние делим на 18. Полученная цифра 10- это количество расстояний между струнами. Значит, их может быть 11. если высота первой струны- до I октавы (до), то высота второй струны- фа II октавы (фа). Аналогично находим длину самой короткой струны. Остальные струны расположатся равномерно между первой и последней струной [6].

 

 

 

Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основной является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4-5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался  достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две - три тональности. Гусли имели следующий строй:

-пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда;

-семиструнные имели диатонический строй, в котором нижняя струна являлась бурдоном и настраивалась в квинту по отношению к диатоническому звукоряду;

-иногда гусли настраивали в минорный звукоряд. В начале XX века появились усовершенствованные гусли, корпус которых склеивался из тонких дощечек (деталей), а количество струн увеличивалось уже до тринадцати [6], [11].

 

Процесс изготовления гуслей

Инструменты: рубанок, большая полукруглая стамеска, косая стамеска, плоская стамеска, электродрель со свёрлам, насадка на дрель в виде шлифовального круга , наждачная бумага, электролобзик, резец, струбцины.

Материалы: доска «пятидесятка», фанера толщиной 5мм, клей ПВА, лак для дерева, железные гитарные струны.

Для начала мы размечаем на дереве размеры гуслей. Сразу решаем, какой будет рисунок (узор).

Потом берём электролобзик и по разметке все это выпиливаем. В особо крутых изгибах игрового окна заранее надо просверлить отверстия, чтобы лобзику было удобнее заворачивать. После того, как выпилили, размечаем «корыто», полость резонатора. Толщина стенок должна быть где-то 6-8 мм, на нижнем конце оставляем место для утиц. От игрового окна отступаем тоже около 10 мм. Зажимаем заготовку в большие тиски и полукруглой стамеской начинаем потихоньку выбирать полость. Материал доски довольно мягкий, так что стамеска и без молотка хорошо идёт. Толщина донышка тоже где-то 8мм. Крупной наждачной бумагой слегка отшлифовыем полость резонатора, чтобы там меньше заусенцев было.

Теперь нужно из фанеры выпилить деку, которая полость резонатора. Кладём корпус гуслей на кусок фанеры и карандашом обводим контур, дека заканчивается по нижней границе игрового окна, электролобзиком, выпиливаем деку.

В корпусе надо выбрать паз, равный толщине фанеры, чтобы она там лежала заподлицо с корпусом. Прежде чем её приклеивать к корпусу, надо просверлить резонаторное отверстие. Место отверстия выбираем так - кладём деку на корпус и постукиваем пальцем по ней. Там где звук будет самый глухой и надо сверлить. Диаметр отверстия на моих гуслях 25 мм. Зачищаем отверстие наждачной бумагой, чтобы заусенцев не было, и прикладываем деку клеем ПВА. Теперь деку надо плотно прижать, пока клей схватится, для этого подойдут большие струбцины. Оставляем изделие сохнуть на сутки.

После высыхания клея начинаем обрабатывать корпус рубанком, стамесками, придавая ему законченную форму [7], [8]. Там где игровое окно и где будут утицы, толщину корпуса с обратной стороны, надо уменьшить где-то на одну треть. Зажимаем корпус в тиски и плоской стамеской удаляем лишние. Косой стамеской скругляем углы, придавая изделию более плавной формы. Там где будут колки, в корпус с нижней стороны надо вклеить планку из твёрдого дерева (дуб, ясень, клен). Для этого размечаем паз в 40мм шириной и длинной от края и до края гуслей. Идёт этот паз по диагонали. Выстругиваем брусок соответствующего размера, вклеиваем и прижимаем струбцинами. После высыхания клея, весь корпус шлифуется крупным наждачным кругом, зажатый в электродрель. Потом шлифуем вручную более мелкой наждачной бумагой. Верх гуслей украшаем резьбой (у меня на гуслях используется геометрической резьба) [9], [10].

Утицы делаем тоже из твёрдого дерева. Размеры утиц примерно такие: длина- 80мм, высота - 25мм, толщина - 7мм. Чтобы они получились одинаковой формы, берём две одинаковые дощечки подходящего дерева и подходящей толщины, складываем их вместе и зажимаем в тиски, где стамеской и придаём им нужную форму. Форма их может быть любая. Затем обрабатываем каждую по отдельности, скругляем углы, отшлифовываем. Струны крепятся к стальному стержню, на роль которого подойдёт большой гвоздь. В утицах сверлим отверстия равные толщине гвоздя. Утицы приклеиваются к корпусу и для дополнительной прочности прикручиваются шурупами. Пока клей не схватился, вставляем гвоздь в утицы, предварительно отпилив шляпку и подогнав его длину по ширине гуслей. Прижимаем, утицы струбцинами и оставляем клей сушиться.

Теперь делаем колки, к которым будут идти струны от струнодержателя. Размеры такие: длина 70мм, диаметр 10мм, ширина ручки 20мм. Из дерева выстругиваем брусок толщиной в 10мм и шириной 20мм, на нём размечаем колки, отпиливаем одну заготовку под колок, зажимаем в тисках и косой стамеской придаём ей нужную форму. Потом рабочую часть колка делаем круглой: вначале получившийся брусочек 10 на 10мм превращаем в восьмиугольник, а потом наждачной бумагой обрабатываем до более круглой формы, стараясь не задеть ручку колка. Рабочая часть колка не одинакова по диаметру, а сделана как бы на конус, ближе к концу диаметр равен 8мм ближе к ручке 12мм. Это нужно для того, чтобы колок не проворачивался и крепко держал струну. На конце колков делаем сквозные отверстия равные 1мм, в которые будут вставляться струны.

На гуслях размечаем отверстия под коли. Отверстия диаметром 10мм, сверлим с нижней части гуслей и тоже слегка на конус. Расстояния между отверстиями должны быть чуть больше толщины ваших пальцев. У меня расстояние между центрами отверстия равно 35мм. Теперь смотрим, сколько колков поместится, и соответственно, сколько струн будет у ваших гуслей; у меня струн получилось 5 штук. Теперь вставляем колки в предназначенные для них отверстия. Сделать это не легко они должны входить туда очень туго и с трудом вращаться. Вставляем один колок, прокручивая, засовываем его как можно  дальше, когда уже не идёт, вынимаем и при помощи наждачной бумаги обрабатываем. Опять вставляем и так до тех пор, пока снаружи не покажется кончик, примерно15 мм длинной.

Теперь покрываем гусли лаком, дабы предотвратить тлетворное действие различных атмосферных осадков и вообще с пропиткой смотреться лучше будет. Главное не лачить отверстия для колков, а то потом не возможно будет провернуть их. Теперь надо натянуть струны. Теперь осталось настроить сочинить парочку композиций.

 


Заключение

В процессе работы нами  изучена история древних гуслей, их разновидности, свойства древесины. Освоив технику изготовления гуслей мы создали рабочий инструмент – гусли. Готовый инструмент нами был  продемонстрирован учащимся 1-2 классов, после чего им был задан вопрос: «Что это за инструмент?».  Ответы были разные: балалайка, домбра, арфа. После ответов учащихся, мы сделали краткий исторический обзор о древнем инструменте.

 Стоит задуматься, о необходимости введения в общеобразовательных учреждениях  школьного предмета «Русская культура», одним из разделов которого было знакомство с народными инструментами.

Надеемся, что наша  работа  найдет свое применение на уроках трудового обучения. Гусли, сделанные на уроках технологии ребята могут подарить  дошкольным образовательным учреждениям  для пропаганды русской культуры.

 


Литература

1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.– М.:ЭКСМО, 2009г.

2. Большая энциклопедия ремесел. – М.: «ЭКСМО», 2008г.

3. Коринфский А. Народная Русь.- М.: «Белый город», 2007г.

4. «Золотая книга Русской культуры».- М.: «Белый город», 2008г.

5. Басурманова Л. А., Рокитянская Т.А. «Гусли. Групповое и индивидуальное обучение» .-  

    М., 2005г.

6. Научно-популярный журнал «Народное творчество» №4. – М.. 2003г.

7. Рихвк Э.В. «Обработка древесины в школьных мастерских».- М.: «Высшая школа», 1984г.

8. Крейдлин Л.Н. «Столярные работы».- М., 1974г.

9. Хворостов А.С. «Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву».- М.:     «Просвещение», 1985г.

10. Королева Н.С., Уткин П.И. «Народные художественные промыслы».- М.:

    «Высшая школа», 1992г.

11. Бычков В.

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024