Технологическая карта занятия
Сулиашвили Г.П., методист по информационно-ресурсному обеспечению образовательного процесса
Технологическая карта, что это? Для чего она нужна? На эти вопросы попробую
ответить.
Термин "технологическая карта”
пришел в педагогику из технических,
точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в
которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные
части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические
режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и
т. п.
Технологическая карта занятия – современная форма планирования
педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде
пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств,
задач и предполагаемых результатов.
Технологическая карта занятия
– обобщеннографическое выражение сценария занятия, основа его проектирования,
средство представления индивидуальных методов работы. Проект занятия – это представленный
педагогом план проведения занятия с возможной корректировкой (заложенной
изначально вариативностью занятия).
Исходя из определения "технологическая
карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при
конструировании технологической карты занятия:
• в ней
должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны
быть указаны операции, их составные части.\
Необходимость реализации в
образовательном процессе системно
деятельностного
и личностноориентированного подходов требует от педагога не только детальной операционально-деятельностной
структуризации занятия, но и четкой
фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для
того чтобы грамотно отразить в
технологической карте занятия специфику
педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию «деятельности».
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к
окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и
преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель,
средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой
характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты занятия необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа
деятельности;
• максимально полного отражения последовательности
всех
осуществляемых действий и операций,
приводящих к намеченному
результату;
• координации и синхронизации действий всех
субъектов педагогической
деятельности.
Конструирование технологической карты полезно каждому
педагогу, т.к. ее использование поможет определить структуру
образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные
методы, рационально распределить время.
Готовясь к занятию, как правило, мы составляем сценарий (конспект),
однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще
всего нет практического осмысления своей деятельности с
точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными
средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.
Технологическая карта должна
предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней.
Проанализировав (на основе открытых
электронных источников информации) достаточно большое количество
технологических карт занятий, разработанных педагогамипрактиками, можно
сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не
существует, универсального рецепта нет, но есть общие моменты:
·
Определение темы
·
Постановка цели
·
Определение
этапов занятия
·
Примерный хронометраж этапов
·
Наполнение содержанием, подбор материала
·
Выбор методов, приемов и форм
·
Учебно-методическое обеспечение
Прослеживается цепочка
каждого этапа: задачи – содержание –
методы и приемы – результат.
На мой взгляд наиболее приемлемой для специфики деятельности педагога
дополнительного образования технологическая карта следующей формы:
Этапы занятия |
Время, мин |
Деятель-ность педагога |
Деятель-ность
обучающихся |
Методы обучения |
формы обучения |
Прогнози-руемый
результат образова-тельной деятель-ности |
Учебно-методичес-кое
обеспече-ние |
|
|
|
|
|
|
|
|
В итоге хотелось бы отметить, что умение
конструировать технологическую карту играет
немало важную роль в педагогической деятельности. Польза этого умения очевидна,
т.к. педагогу приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность,
ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию,
оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение
для профессионального роста педагога. И мы рекомендуем вам при подготовке к
занятиям составлять технологическую карту занятия.
Факторы,
способствующие успешному проведению занятия
• хорошее знание материала
• бодрое самочувствие; чувство
«физической» раскованности, свободы на
занятии
• продуманный план занятия
• правильный выбор и разнообразие методов обучения
• занимательность изложения, ярко выраженное
эмоциональное отношение
педагога к излагаемому материалу
богатство интонаций, его
выразительная мимика, образная
жестикуляция
• выраженная заинтересованность педагога в успехе обучающихся
Факторы риска
• неуверенность в своих знаниях и
«педагогических силах»
• неправильный подбор и однообразие методов
обучения
• скованность движений педагога, его
«зажатость»
• монотонность и сухость при изложении
материала, бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности
предметом
• отход от темы занятия, увлечение
посторонними, не связанными с темой и целями занятия
• отсутствие эмоционального контакта педагога
и обучающихся, безразличие педагога к
результатам обучающихся