Главная | Регистрация | Вход | RSS, 07:06, 30.11.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Технологическая карта занятия

Технологическая карта  занятия

 
Сулиашвили Г.П., методист по информационно-ресурсному обеспечению образовательного процесса

      Технологическая карта, что это? Для  чего она нужна? На эти вопросы попробую ответить.

      Термин "технологическая карта” пришел  в педагогику из технических, точных производств.

      Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

      Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

      Технологическая карта занятия – обобщенно­графическое выражение сценария занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект занятия – это представленный педагогом план проведения занятия с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью занятия).

      Исходя из определения "технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты занятия:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.\

      Необходимость реализации в образовательном процессе системно­

деятельностного и личностно­ориентированного подходов требует от педагога  не только детальной операционально-деятельностной структуризации занятия, но и  четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в  технологической карте  занятия специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию «деятельности».

      Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

      В структуре  технологической карты  занятия необходимо предусмотреть возможность:

  тщательного планирования каждого этапа деятельности;

  максимально полного отражения последовательности всех

    осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному

    результату;

  координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической

   деятельности.

Конструирование технологической карты полезно  каждому  педагогу, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Готовясь к занятию, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего   нет  практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.

      Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней.

 

      Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт занятий, разработанных педагогами­практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, универсального рецепта нет, но есть общие моменты:

·         Определение темы

·         Постановка цели

·         Определение  этапов занятия

·         Примерный хронометраж этапов

·         Наполнение содержанием, подбор материала

·         Выбор методов, приемов и форм

·         Учебно-методическое обеспечение

Прослеживается цепочка каждого этапа:   задачи – содержание – методы и приемы – результат.

На мой взгляд наиболее приемлемой для специфики деятельности педагога дополнительного образования технологическая карта следующей формы:

 

Этапы занятия

Время, мин

Деятель-ность педагога

Деятель-ность обучающихся

Методы

обучения

формы обучения

Прогнози-руемый результат образова-тельной деятель-ности

Учебно-методичес-кое обеспече-ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В итоге хотелось бы отметить,  что умение конструировать технологическую  карту играет немало важную роль в педагогической деятельности. Польза этого умения очевидна, т.к. педагогу приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога. И мы рекомендуем вам при подготовке к занятиям составлять технологическую карту занятия.

Факторы, способствующие успешному проведению занятия

      хорошее знание материала

      бодрое самочувствие; чувство «физической»   раскованности, свободы на занятии  

      продуманный план занятия

      правильный выбор и разнообразие методов  обучения

      занимательность изложения, ярко    выраженное  эмоциональное отношение    педагога  к излагаемому   материалу   богатство  интонаций,  его  выразительная  мимика, образная жестикуляция

      выраженная заинтересованность педагога в   успехе обучающихся

Факторы риска

      неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах»

      неправильный подбор и однообразие методов обучения

      скованность движений педагога, его «зажатость»

       монотонность и сухость при изложении материала, бесстрастность педагога, отсутствие проявлений   личной заинтересованности и увлеченности предметом

      отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и целями занятия

      отсутствие эмоционального контакта педагога и  обучающихся, безразличие педагога к результатам   обучающихся

 

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024