Багаутдинова Римма Фасхутдиновна
Отличительной особенностью жанра
эстрадного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но
целый комплекс выразительных средств. И среди них на важном месте — актерское
мастерство исполнителя.
«Петь на эстраде, — отмечал М. Бернес, —
надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, — головой, сердцем
и всем своим существом»2.
Конечно, ведущим выразительным
средством является вокальное искусство, и именно через пение в первую очередь
артист доносит до зрителя художественный образ, заложенный в песне.
Эстрадный вокальный репертуар можно
разделить на две части
·
репертуар, в котором возможно
использование игровых приемов, вплоть до создания игровой сценки-песни;
·
репертуар, в котором актерское
мастерство исполнителя относится исключительно к внутренним процессам
проживания песни, вне ярких внешних средств актерской выразительности.
Вашему
вниманию мы предлагаем вокальный номер "Подружки”. Девочки замечательно уловил
стиль исполнения этого произведения в пении, создав песню-маленький спектакль,
где присутствовали и предлагаемые обстоятельства, и событийный ряд, и
конфликт, и сценическое действие, и перевоплощение. Кроме того, все это было
усилено привлечением пластики и танца в этот игровой эстрадный номер-песню.
Помимо сюжетной песни-сценки, есть еще один распространенный тип эстрадной
песни, который встречается в гораздо большем по объему репертуаре, чем
песня-диалог. Это — песня от лица героя.
Мы предлагаем вам песню "Погоня”. вот вам пример где можно проследить
метапредметную связь, например с историей. Все вы знаете, что это песня из к/ф
Неуловимые мстители. Фильма о Гражданской войне. Мы при создании номера
использовали образ мальчиша – кибальчиша, а если заинтерисовать исполнителя, и
он прочитает сказку о мальчише –
кибальчише. Вот вам и связь с литературой. Сейчас проводятся конкурсы
военно-патриотической песни, где песня "Погоня”. может смело принимать участие.
постановке вокального номера, которому
присущи следующие свойства:
- ограничение по
времени выступления эстрадного вокалиста , из чего следует необходимость
вместить замысел режиссера в короткий временной отрезок;
- мобильность номера,
в связи с постоянной сменой сценических обстоятельств, и необходимость включения
элементов импровизации в соответствии с предложенными вокалисту условиями;
- лаконизм как принцип
режиссуры эстрадного вокального номера и концентрация внимания публики на
деталях. позволяющих создать нестандартный номер;
- музыкальность,
основной признак которой по мнению автора состоит в том, что вокалист
должен быть способен переживать музыку, выражая ее содержание в исполнении,
чувствуя закономерность ее структуры
Сюжетные номера всегда привлекают зрителя, обращаясь к режиссеру за помощью, певец надеется
вместе с ним отыскать и выстроить нужную форму вокальной композиции,
почувствовать ее ритмическую фактуру через пластический рисунок и мизансцену.
«Конечная цель режиссера в работе с исполнителями – добиться, чтобы образ, с
которым сольется личность актера, полностью отвечал тому, что можно угадать в
нем, читая авторский текст.