Одной из составляющих здоровьесберегающих
технологий является благоприятный психологический климат. Он создается в
процессе обучения и воспитания, в процессе взаимного доверия и уважения между
педагогом и воспитанником.
Очень
важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий. Необходимо
также и сохранить психологический комфорт во время занятия. Создание доброжелательной обстановки способствует
формированию желания заниматься, создает благоприятные условия для успешного
обучения. Положительные эмоции в процессе деятельности - необходимое условие
психического здоровья. Они активизируют деятельность головного мозга, улучшают
память и работоспособность. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука
являются сильным фактором утомляемости. Такие факторы как:
доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому
высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою
точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к
самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое
историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать
педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует
заметить, что один из факторов создания психологического настроя является,
имидж педагога. Одним из факторов посещаемости, мотивации обучения является восприятия
педагога обучающимся, его образа-имиджа. Имидж есть у каждого педагога вне
зависимости от его личного отношения к этому
вопросу. Процесс построения имиджа зависит человека, его индивидуальных
особенностей, пола, возраста, опыта, знаний, национальности и других факторов.
При формировании имиджа очень важен фактор категории воспитанников. Педагог,
который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но
и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает! Внешняя
составляющая имиджа включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм,
манеры, походку. Внешний вид педагога, безусловно, может создать рабочее или
нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию,
облегчая или затрудняя педагогическое общение. Влюбленный в детей и увлеченный
своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения,
которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям.
На
основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно
устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление о педагоге играет
большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.
Следуя из этого, на занятия нужно приходить чистым,аккуратным,скромно одетым,
ведь этот фактор играет немало важную часть в создании психологического
настроя.
Далее, начинать
занятия лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Например,
я вначале занятия прошу повторять за мной следующие слова:
• Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять все поработаем на пять.
Такие рифмовки настраивают обучающихся на
положительное настроение. Также следует не забывать поприветствовать всех детей
и по возможности каждого из них, это нужно для того, чтобы каждый ребенок
чувствовал свою значимость на моем занятии. Поинтересоваться их делами в школе
и дома, это необходимо для создания доверительных отношений между мной и
обучающимся, чтобы я выглядела в их глазах не только, как педагог, но и как
друг. На заседаниях нашего МО, мы делимся опытом, мне, как начинающему педагогу
важно научиться и применять на занятиях приемы создающие благоприятный
психологический климат. Елена Михайловна, поделилась со мной своим опытом, и
предложила использовать игровые моменты.
- Карточки
настроения (на столе лежат зеленые, желтые, синие карточки, в начале занятия у
детей спрашивается какое у них настроение, дети поднимают ту или иную карточку.
Зеленая означает хорошее настроение, желтая- не особо хорошее, и синяя
соответственно- плохое настроение). Данный момент, помогает мне увидеть настрой
детей, если у ребенка плохой настрой, в ходе урока моя задача – отвлечь ребенка
и поднять настроение. Также эти карточки можно использовать как сигнал для
педагога, что дети устали. Они поднимают синюю карточку, и это обозначает, что
пора провести физминутку или просто отвлечься от выполнения работы.
И я хочу поделиться с вами некоторыми приемами,
которые я стараюсь использовать на
занятиях во время проведения оргмомента, применяя метод:
«Путешествие на облаке»,
этот метод организовывает детей, создает
положительный настрой и может использоваться как минутка релаксации.
Спокойная классическая музыка. Сесть
поудобнее, закрыть глаза. 2-3 раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. Отправляемся в
путешествие на облаке. Прыгни на мягкое пушистое облако, похожее на мягкую гору
из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина и все тело удобно
расположилось. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как
ветер обдувает твое лицо. Здесь высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое
облако перенесет тебя в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся увидеть
это место более точно. Здесь ты почувствуешь себя спокойно и счастливо. Здесь
может произойти что-то чудесное и волшебное… (пауза 15 сек.)
Рефлексия в конце занятия
(Дает оценку своей деятельности
на занятии)
Дети рисуют солнышко, если
обучающийся считает, что он на уроке работал продуктивно все получилось и ему
все понравилось- он рисует солнышко улыбающееся, если же он считает, что он
поработал не особо хорошо, то рисует не улыбающееся солнышко. Оценка
деятельности педагога и в общем оценка занятия- рисуют лучи солнца, чем больше
лучей, тем лучше, я вижу свою оценку на занятии, глазами детей.
И конечно же мой личный опыт, которым я хочу
также поделиться с вами:
- Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества,
благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
- Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение,
устраняют депрессию, печаль, тревогу.
- И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и
успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
Я полагаю, что оргмомент один из важных факторов в
здоровьесберегающих технологиях. И от того, как ты настроишь детей в начале
занятия, будет зависеть его дальнейший успех. И для меня, самое главное,
научиться выполнять ряд этих методов систематически для того, чтобы дети
действительно комфортно себя чувствовали, более плодотворно работали, и
чувствовали свою значимость в ходе работе, что очень важно.