Главная | Регистрация | Вход | RSS, 18:04, 26.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕСТОПЛАСТИКУ

Сербина Елена Анатольевна

                                                 педагог дополнительного образования

 

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, обереги. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно. Кстати сказать, мое знакомство с тестопластикой произошло, когда я решила подарить подруге необычный подарок. Тут-то и пришла на помощь тестопластика.

Мое объединение посещают дети младшей возрастной группы. На занятиях  дети знакомятся с таким художественным материалом как солёное тесто и разными способами его обработки. Занятия направлены на развитие умения и навыков работы с пластичным материалом.  Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает  ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и  создать из него образ, даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Занятия будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.  Занятия лепкой из теста помогут  решить ряд задач:

  1. приобщить детей к народному искусству;
  2. реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
  3. развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  4. воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, акуратность;

5.     помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь  занятия могут оказать детям с задержкой психического  развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Поэтому на занятиях по тестопластике широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний! 

В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в объединении помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу. Нужно помнить, что научить ребёнка лепить это не значит, что достаточно дать ему один кусочек теста. Очень важно показать, как это сделать. 

   С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, не все сразу получалось. Но методом проб и ошибок подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, который подойдет в работе с детьми. Так появились веселые детские сюжеты из плоских фигурок, которые украсили интерьер. Забавные сюжеты: « Буренка на лугу», «Веселый попугай», «Зайчишка», «Поварёнок»  и другие, привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции и чувства. Затем я попробовала лепить объемные фигурки животных. Игрушки получились интересные, живые. Когда я показала игрушки детям,  они  внимательно рассматривали их, обращали внимание на мелкие декоративные элементы.

В первую очередь провела ряд пробных занятий,  и по их результатам составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях я знакомлю  детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность самим замесить и  подействовать с тестом: потрогать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Предлагала детям отпечатать на поверхности  теста предметы с интересной фактурой- пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки- декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания- формочки для печенья.  Затем учились лепить объемные формы. Основа формы - снеговик, т.е. на больший шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня - спички или зубочистки. А потом к основе добавлялись характерные признаки- носик, глазки, ручки. Сначала темы для лепки предлагала детям сама: "Котик”, "Собачка Жучка”, "Именинный колобок”, "Снеговик”. После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по "По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях.

 Из соленого теста можно лепить всё, что угодно.  Дети начинают с элементарных колбасок и колобков, самолётов и солнышка, до грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Ребята постарше - более сложные предметы и даже композиции. Из солёного теста очень удобно лепить плоские предметы, например ёлочку, корзинку, колобка вырезая контур самостоятельно стекой или используя шаблон. Чтобы получить от детей желаемый результат, мы обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи.  Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Дальнейший этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки и другого бросового материала, карандашниц.  Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы- цветы, грибы, шляпки и др.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно, тряслись руки. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.

На развитие познавательной активности направлены некоторые эксперименты с окрашенным соленым тестом, смешивая тесто в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства этого материала, его возможности.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала украсить сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами.

Планируя работу с детьми тему для лепки старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников то, что детям близко и дорого. Например: «Корзинка с  цветами», «Овощи-фрукты», «Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодние игрушки на елку», «Ангелочек», «Валентинки» и др.

            Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, говорят,  как можно слепить такую игрушку.

Большое место отводится  разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенные психические процессы ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Игры с готовым содержанием несут в себе черты будущей учебной деятельности, например: «Составь узор», «Чудесный мешочек»,  «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Доскажи словечко» и др.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы, например: "Меня зовут Мишутка. Я люблю сладкий мед! А ты что любишь?” Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Возрастные особенности детей, присущая им любовь к игре подсказали нам возможность использования игровых методов и приемов в руководстве тестопластикой.

 

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей младшего  школьного возраста в процессе лепки из соленого теста:

 

1. «Слепи что-нибудь необычное»

Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.

2. «Ожившая фигурка»

Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»

3. Предлагается слепить несуществующих  фантастических  животных. Ребенок   лепит воображаемое животное, даёт ему название, рассказывает историю о нем.

4. «Поможем скульптору»

 Педагог рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.

5. «Чего на свете не бывает?»

Ребенку предлагается слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).

  1. «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». 

Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, неваляшку в принцессу и т.д.».

7 .«Добрый и злой»

Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

8. «Загадки и отгадки»

Педагог  сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок. 

 

Игра  «Функции предметов»

Инструменты и оборудование:  стеки, колпачки фломастеров или авто ручек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.

№1) Ход  игры:  педагог предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.

Планируя работу на следующий год я решила  особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно.

Одним из важных средств поощрения и развития детского  творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста.  Многие детские работы украшают наш кабинет. Свои поделки дети дарят родителям и друзьям чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками. 

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024