План
1. 10.00. -10.15. Информационный блок.
2. 10.15. – 10.55 1-я группа «Фронтальная форма организации
познавательной деятельности»
-Информационный блок
- занятие
- анализ
3. 11.00- 11.40 2-ая группа «Индивидуально-обособленная форма организации
познавательной деятельности»
-Информационный блок
- занятие
- анализ
4. 11.45 -12.25 3-я группа: «Групповая форма организации познавательной
деятельности»
-Информационный блок
- занятие
- анализ
5. 12.25-13.05 Обед.
6. 13.05.-13.45 4 группа «Коллективная форма организации познавательной
деятельности»
-Информационный блок
- занятие
- анализ
8. 13.45 -14.00 Рефлексивный блок
9. 14.00 Отъезд участников.
Ход семинара
1. Информационный блок
Образовательные потребности современного обучающегося возрастают с требованиями научно-технического прогресса, однако, реальная ситуация получения детьми того или иного уровня знаний не всегда отвечает предмету своей потребности. Процесс обучения во многих случаях не только не способствует, но и тормозит полноценное развитие личности ребёнка.
Современное дополнительное образование должно создавать условия для развития способностей, интересов и склонностей обучающихся, следовательно, способствовать развитию личности. В связи с этим идет поиск новых дидактических и методических подходов и решений проблемы развития детей.
В методике обучения дополнительному образованию, вопросы повышения качества обучения рассматриваются в связи совершенствованием форм и методов обучения. В то же время, учебный процесс становится более эффективным в том случае, если педагог организует деятельность учащихся, опираясь на конкретные условия преподавания, индивидуальные, психологические и возрастные особенности обучающихся, с использованием соответствующих методик обучения.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности обучающихся на занятии, тем более, что их реализация происходит в той или иной форме деятельности. В филосовском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любое занятие осуществляется путем функционирования различных форм деятельности педагога и обучающегося, форм их взаимодействия.
Под формой организации познавательной деятельности обучающихся следует понимать» целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия педагога и ученика, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным.
В чем состоит роль форм организации познавательной деятельности в процессе обучения? Выделим и рассмотрим 6 позиций:
1. Без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения , без специального планирования этих отношений затруднена, а порой и невозможна полноценная реализация целей учебного занятия во всех ее аспектах;
2. Формы организации познавательной деятельности во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения;
3. Через формы организации познавательной деятельности решается задача активизации познавательной деятельности обучающихся на любом уровне усвоения: знакомства с новым учебным материалом, репродуктивном, творческом;
Разное сочетание в использовании форм организации познавательной деятельности дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности обучающегося, повысить роль коллективных форм, а, в конечном итоге, развить каждого ученика в соответствии с его способностями;
4. Формы организации познавательной деятельности оказывают влияние на весь ход учебного - воспитательного процесса: обучающиеся учатся слышать при фронтальной работе, обсуждать проблемы при коллективной работе, организовать свою деятельность при работе индивидуальной;
Именно через формы организации познавательной деятельности обучающиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде навыками работы в коллективе. Запишите на своих рабочих листах ответ на этот вопрос. В конце семинара мы вернемся к этим ответам.