Главная | Регистрация | Вход | RSS, 16:51, 29.03.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психологический подход в системе разноуровневого обучения.Мумжу О.В.

      Мы уже рассмотрели, что такое разноуровневое обучение. В своем докладе мне бы хотелось обратить ваше внимание на психологические и педагогические приемы, которые может применять педагог при реализации обучающей программы.

Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами.

Во-первых, нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе.

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

Во-вторых, дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие. Индивидуальный стиль обучения основан на учете индивидуальных особенностей каждого ученика, особенностях их психического развития ученика, темперамента, типа нервной деятельности, пр.

Но всех детей объединяет одно: желание получить результат, быть отмеченным коллективом и родителями, получить похвалу, поощрение и пр. Педагог может использовать эти желания, направляя их в нужное русло.

Какой же психологический прием может помочь воздействовать на эмоции и сознание обучающихся? В чем его плюсы и минусы?

В этом педагогу может помочь метод создания ситуации успеха на занятии. Самый главный плюс этого метода, что он применим к учащимся, которые только пришли в группу и к тем, кто уже обучается в группе определенное время.

 

                               Способы создания ситуации успеха на уроке.

 

На мотивационном этапе.

Цель учителя сделать так, чтобы ученик захотел достичь успеха.

(Какие приемы мы можем использовать?)

1.      Установление психологического контакта. («Мы с тобой одной крови).

2.      Снятие страха перед возможной ошибкой. («Ничего страшного, если не получится»).

3.      Ожидание лучших результатов. Вселение в ученика уверенности в этом. («Да с такими способностями ты бы мог!»).

4.      Усиление социальной значимости изучаемого материала. («Это нам пригодиться, это нам необходимо»).

5.      Активизация познавательного интереса. («Вот это да!»).

 

На организационном этапе.

Цель учителя сделать так, чтобы ученик сумел достичь успеха.

1.      Логическое структурированное понятное учащимся изложение нового материала. («Разложим все по полочкам»).

2.      Учет всех модальностей при изучении нового материала. («Чтоб и глаз видел, и ухо слышало, и зуб пробовал»).

3.      Четкое инструктирование. («Лучше сделать вот так!»).

4.      Дифференцированные знания. («От каждого - по способностям, каждому – по труду»).

5.      Нарастающая сложность заданий. («Москва не сразу строилась»).

6.      Анонсирование. («Вспомнить все» перед проверочной работой).

7.      Помощь учителя и консультантов отстающим ученикам. («Понял сам - помоги другому»).

 

На результативном этапе.

Цель учителя сделать так, чтобы ученик захотел досичь успеха снова.

Здесь важен такой фактор, как оценка знаний. Вполне справедливо оценивать не столько достигнутые результаты, сколько УСИЛИЯ ученика (особенно, если это новичок). Таким образом, под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.

 

             Чем опасна ситуация постоянного успеха на занятии для обучающихся.

 1.Пропадает ощущение успеха. (Если праздник каждый день, он превращается в будни).

 2.Теряется интерес к предмету, начинается поиск нового объекта для интереса. (Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не был).

 3.У учащихся формируется завышенная самооценка. («Звездная болезнь» - это опасно: высоко взлетел-больно падать).

 4.Развивается перфекционизм-стремление в каждом деле достичь наивысших высот. («Комплекс отличника» - трудно приобрести, еще труднее от него избавиться).

 5.Возникают сложности во взаимоотношениях с одноклассниками. («Ботаник» - это звучит гордо?)

Вывод: для нормального психического развития учащегося ситуации успеха и неуспеха должны сменять друг друга.

 

                      Влияние постоянного неуспеха на становление личности.

У ребенка складывается позиция:

  1.Все хорошие, я плохой;

  2.Все плохие, я хороший;

  3.Все плохие, я плохой.

 Вывод: ситуация хронического неуспеха не может положительно повлиять на становление личности, она приводит к формированию отрицательной «Я-концепции» и потому очень вредна для развития учащегося.

 

Психологические приемы можно и нужно использовать в образовательном процессе. Создавая благоприятную эмоциональную обстановку на занятиях, педагог помогает обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, чувствовать что, не зависимо от полученного результата, ученик важен для педагога. Результатом таких усилий будет желание ребенка приходить, общаться и прилагать собственные усилия для освоения образовательной программы.

 

 

 

 

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024