Система обеспечения эффективности образовательного
процесса в объединениях ДПИ состоит в
том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного
творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Занятия прикладными
видами не утомительны, они формируют знания, умения, навыки, имеют практический
смысл, что очень важно для детей любого возраста. На занятиях
декоративно-прикладным творчеством продуктивно использовать проектную
технологию, т.к в этом случае задействовано несколько сфер в деятельности
обучающегося: эмоциональная, психическая, познавательная, психомоторная,
культурная.
Одной из главных задач образовательного
процесса является развитие познавательного интереса воспитанников к получению новых
знаний, умений и навыков по предмету. Педагогу необходимо найти наиболее
эффективные методы и приемы обучения. Один из таких методов я применяю на своих
занятиях - это частично-поисковый метод. Этот метод эффективен как
самостоятельный так и при работе над проектами.
Частично-поисковый метод постепенно приобщает обучающихся к самостоятельному
решению проблем; в ходе практических занятий, эвристических бесед обучающиеся под моим руководством решают возникающие проблемы.
Я придумывают ряд проблемных вопросов, вызывающих затруднения, способствующих
целенаправленному мыслительному поиску.
Ответы обучающихся опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не
содержатся в прежних знаниях. В некоторых случаях необходимо подготовить
задания-подсказки, наводящие вопросы, чтобы задать детям правильное направление
работы. Опираясь на ответы обучающихся – подвожу итоги.
Например использование элементов
частично-поискового метода при изучении раздела «Конструирование».
1.
Работа с дополнительными источниками
информации. Обучающимся предлагается стать художником-модельером. Домашнее задание: изучить
деятельность модельера, в чем она заключается.
На следующем занятии каждый художник-модельер
ищет точные решения, выражая в конкретных моделях, эскизах свои знания, свой
духовный мир, своё представление о том как должен выглядеть человек в быту, на
работе, на празднике и т.д. Желающие
выходят к доске рассказывают о выбранном варианте одежды, раскрывая достоинства
и недостатки. Далее я предлагаю задание: написать на доске слова, характеризующие
изделий (длина, размер, объем, цвет и т.п.). Далее
выбрать из списка группу слов,
обозначающих: силуэт, узор, стиль модели (спортивный, праздничный,
классический и.п.). Подобные задания способствуют организации мыслительной деятельности,
анализу и синтезу полученной информации.
2.
Деятельность, базирующаяся на имеющихся
знаниях, логическом мышлении. При соединении деталей в готовое изделие, например, кофточки. Иногда,
возникает задача увеличить размер и
оформить полученное изделие. Ребенку необходимо выбрать прием работы чтобы
изделие имело законченный и эстетичный вид, соответствовало размерам. Для
успешного выполнения задания необходимо обратится к специальной и методической
литературе, которая способствует формированию знаний по направлению
деятельности (материаловедение, цветоведение, развитие вкуса), параллельно
формируются знания по предметам: русский
язык, рисование, история, математика.
3.
Опережающее обучение (одаренный ребенок)
При изучении раздела «моделирование» на основе юбок показываю
различные виды юбок (прямые, узкие, расклешённые). Для закрепления одна из
воспитанниц выступает с сообщением по
данной теме, которое она подготовила к занятию в качестве домашнего задания. Прослушав
сообщение, обучающиеся получают задание соотнести модель юбки с определенной фигурой.
Работа выполняется с использованием специальной литературы (журналы, учебники и
т.п.).
Я стараюсь не давать
«готовое» знание своим обучающимся, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят
решение той или иной учебной задачи.
Учу ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно
отстаивать свою точку зрения. Если кто-то из обучающихся бывает не прав в
выборе решения, всегда ищем причину ошибки, все вместе её объясняем и
исправляем, при этом никогда не ругаю детей за ошибки. Ведь они пришли учиться!
Используемые приемы
способствуют формированию ЗУН определенных образовательной программой, формируя
умения пользоваться имеющимися знаниями в различных ситуациях. Однако эффективным они становится в том
случае, если применяются "в нужном месте, в нужное время и в необходимых
дозах”.