В
настоящее время обучение, воспитание и
здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории.
Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении является одной из
главных и актуальных задач всей системы образования. К этому относится создание оптимальных
условий для реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях и во внеурочной деятельности. Свою работу я
стараюсь строить таким образом, чтобы здоровьесбережение являлось главным приоритетом для детей и их родителей.
Мотивировать детей и родителей к
тому, чтобы они с раннего возраста
ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более
здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и
физически основная задача моей
педагогической деятельности.
Негативных факторов влияющие на здоровье
детей много, вот некоторые:
-
плохая экология;
-
перегрузка учебных программ;
-
использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
-
недостаток двигательной активности;
-
неправильное питание;
-низкий
уровень культуры здоровья обучающихся, неграмотность в вопросах здоровья.
Частично, решить возникшие проблемы можно на
спортивных занятиях, в частности на занятиях лыжным спортом. Для педагога очень
важно правильно организовать занятие спортом, т.к. оно является основной формой
педагогического процесса.
Сущность
здоровьесберегающего занятия состоит в том, что этот оно обеспечивает ребёнку и
педагогу сохранение и увеличение жизненных сил от начала и до конца занятия, а
также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности
и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении занятия
опираются на основные современные методические требования и комплекс
здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность занятия, повышение
двигательной активности детей преимущественно на улице;
-включение в занятие вопросов, связанных со
здоровьем обучающихся, способствующих формированию у них ценностей здорового
образа жизни и потребности в нем;
- оптимальное сочетание различных видов
деятельности;
- формирование внешней и внутренней мотивации
деятельности обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода с
учетом личностных возможностей;
-включение в занятие приемов и методов,
способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков
самооценки уровня своего физического развития;
-
создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и
эмоциональной разрядки. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых
ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и
окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.
Один из приемов помогающий детям освоить
способы самооздоровления:
- использование положительных установок на
успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по
силам!"
- умение настроить себя на положительную волну
"Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат занятия во многом
зависит от доброжелательного тона педагога, от юмористической составляющей
педагогического общения.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое
место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если научить детей
ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то это поколение будет здоровым и
развитым, не только духовно, но и физически и оно справится с теми большими
целями, которые определяет для него государство.