Главная | Регистрация | Вход | RSS, 23:40, 19.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основная часть

Основная часть

·         Презентация исследовательских групп

(рассказы сопровождаются слайд-шоу)

 

1.      Выступление фольклористов.

Педагог:         Фольклористы, скажите, почему колыбельную называют - кладезь  мудрости народной?

Фольклористы: Русский фольклор, в частности детский, к которому относится и колыбельная, - это кладезь мудрости народной, гармонии слова и ритма. Она сопровождает человека через всю жизнь. Попробуем все вместе перенестись на несколько десятков лет назад. Представим простую крестьянскую избу. Обратите внимание на экран: посередине избы, на берёзовом шесте, который называли ОЧСП, висит колыбелька. В крестьянских семьях детскую колыбель называли зыбка, люлька и ей уделялось особое, почётное место, самое светлое и тёплое. Ожидая первенца, с любовью мастерили колыбель, посмотрите, даже украшали её орнаментом. В колыбельке лежит перинка, её набивали душистым сеном. Подушечка, простынка, одеяльце из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку одевался полог для защиты ребёнка от света и мух.

                                   Колыбельные песни призваны были помочь маме уложить ребёнка спать, убаюкать, поэтому их ещё называют баюкашными. Именно с колыбельной начинается жизнь каждого человека.

 

Педагог:                   Молодцы, ребята, так хочется очутиться в такой уютной, крестьянской избе и исполнить русскую народную колыбельную, вспомним одну из них «Баю, баюшки, баю».

 

(исполнение колыбельной песни)

 

Педагог:                  Ребята, обратите внимание на экран.

                                 (Слайд: анализ музыкального произведения)

                                 Кратко проанализируем музыкальный язык колыбельной песни по   плану:

 

1)      Характер (спокойный, ласковый, нежный)

2)      Образ (лирический)

3)      Лад (светлый минор)

4)      Динамика (Р– тихо)

5)      Тембр (светлый, прозрачный)

6)      Размер (двухдольный 2/4)

7)      Ритм (равомерный)

8)      Темп (медленный)

9)      Регистр (средний)

10)  Звуковедение (legato – плавное)

11)  Форма (одночастная, куплетная)

 

  1. Выступление музыковедов.

Педагог:            А более сложную работу выполнили музыковеды. Они подготовили подробный анализ музыкального языка этой колыбельной.

                                    Послушаем их презентацию.

Музыковеды:       Мелодии первой и второй строчки колыбельной «Баю, баюшки, баю» копируют друг друга.

                                   Обратите внимание на экран:

                                (Слайд: ноты и слова русской и народной песни «Баю, баюшки, баю)

Первые 6 слогов: ПРИ-ДЁТ СЕ-РЕНЬ-КИЙ ВОЛ - задают нам три тона: вполне определённый минорный лад, в котором тона слога СЕ, а также РЕНЬ предоставляются  слуху опорными. К опорному тону, в этом ладу (в этой гамме) «тяготеют» все другие тона: они кажутся «менее устойчивыми». Это ладовое чувство, если не врождённо, то воспитано у слушателя конкретной музыкальной культурой и поэтому так легко развивается у ребёнка с нормальным слухом. Человек чувствует, что опорный тон непременно должен вернуться в конце музыкальной фразы. Посмотрите на экран: мелодию данной колыбельной можно вообразить себе как узор, в котором любые линии пригоняются к точкам опорных тонов, а если ещё строже: мелодия выглядит как горизонтальная ось, на которой время от времени появляется опорный тон. Все прочие тона, составляющие звукоряд, либо лежат на той же оси, либо отклоняются от неё вверх и вниз, иногда вкривь и вкось, но с одной целью: сделать опорный тон ещё более желанным, заставить слушателя «сопереживать».

 

3.      Выступление филологов.

Педагог:                     Сопереживать слушателя, ребята, заставляют не только звуки в  мелодии, как рассказали нам музыковеды, но и ласковые слова. Какие ласковые слова встречаются в нашей колыбельной?

Дети:                    Серенький, волчок, бочок и т.д.

Педагог:                    О значении ласковых слов в колыбельных песнях подробнее расскажут наши филологи.

Филологи:                Во всех колыбельных песнях всегда много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

                                  Обратите внимание на экран:

                                      Суффикс – ечк, - еньк: «крошечка», «маленькая», «миленький», «сыночек» и др.

                                      В первые  дни своей жизни, ребёнку важно видеть доброе лицо, слышать плавную размеренную речь, ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несёт положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют. Прилагательное «колыбельная» образовано от существительного «колыбель» суффиксальным способом. Определённые слова «баю-бай», «баюшки-баю» образованы от старинного глагола «баять», «баить» -говорить, уговаривать.

 

  1. Выступление историков.

Педагог:                Спасибо. Ребята, а как вы думаете, кто в вашей повседневной  жизни часто обращается к вам при помощи ласковых слов?

Дети:                   Мама.

Педагог:                   Верно, благодаря маме дошла колыбельная до наших дней. Подробнее об этом расскажут историки, послушаем их.

Историки:           Вы правы, колыбельная песня издревле была создана чьей-то мамой или няней. Затем, этот народный жанр перешёл к дочке, а от дочки к её дочке. Одна мама сочинила, другая услышала, запомнила, добавила что-то своё. Умение убаюкивать также передавали матери из поколения в поколение, из уст в уста. Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом». Ребята, а вы знаете что такое «речитатив»?

Дети:                    Речитатив – это напевная речь в вокально - музыкальном произведении.

Историки:             Верно. Читать речитативом – значит, читать нараспев. Каждая мама поёт колыбельную по своему, что-то изменяя, дополняя и она рождается как бы заново. Колыбельных песен не так уж много, но каком бы языке они не звучали, они всегда наполнены нежностью, лаской и любовью. Эти светлые песни, как считали предки, защищали спящего ребёнка от проделок «тёмных сил».

                                  На примере своей матери, девочка подрастая, пеленала, баюкала своих кукол, а потом братиков и сестричек. Когда сестра нянчила младших, она готовилась к будущему материнству.

 

  1. Выступление логопедов.

Учитель:                Уважаемые, логопеды, расскажите, чем, на ваш взгляд, полезны колыбельные песни для маленького ребёнка?

Логопеды:             Последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребёнка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы. Прежде всего, колыбельная помогает совсем крохотному малышу быстрее научиться разговаривать и воспринимать речь, которую он слышит. Главное, медленное звучание часто повторяемых слов, отпечатываются в подсознании, и всплывают позже, облегчая первые попытки ребёнка изъясниться с помощью издаваемых им звуков.

                                    Кроме  того, научные исследования российских логопедов показали, колыбельные способы служить профилактикой речевых расстройств.

 

  1. Выступление медиков.

Педагог:                   Продолжая мысль о влиянии колыбельных песен на ребёнка, нельзя ни затронуть психологическую сторону вопроса. Как же колыбельные влияют на эмоциональную сферу детей поведуют нам медики.

Медики:                    Исследования российских учёных показывают, колыбельные благотворно влияют  на детей переживших какую-либо душевную травму, перенёсших стресс.

                                    Известно, дети, которым исполняют колыбельные, растут более спокойными, лучше развиваются интеллектуально и отличаются высокой эмоциональной стабильностью. А специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у мам, которые поют своим детям колыбельные, устанавливаются более близкие отношения с детьми.

                             Во время пения колыбельных даже у самих мам снижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление, кроме того, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребёнка. Если мама будет регулярно будет напевать недоношенному ребёнку, он гораздо быстрее наберётся сил. Безусловно, от того, какие песни пела ребёнку мама, и пела ли она их вообще, зависит физическое здоровье и степень развития маленького человека.

  1.  Выступление психологов.

Педагог:               Молодцы, медики. А у наших психологов есть дополнительная, но   очень важная информация  по данному вопросу. Давайте посмотрим на их презентацию.

Психологи:               Колыбельные песни помогают детям успокоиться  после дня, который бывает и трудным и утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, ему тяжело бывает просто перейти в спокойное состояние отдыха.

                                    Несложная тихая мелодия вводит ребёнка в воображаемую ситуацию, в дрёму и постепенно отрывает от реальности, погружая в сон. Колыбельные песни являются, по сути, кодом, призванным донести до младенца необходимый объём информации.

                                      Гипнологи используют колыбельные в целях гипноза не случайно, так как они отличаются «монотонией» - многократно повторяющимися словами, ритмом и темпом.

                                     Сегодня, во многих современных семьях, ежевечерняя колыбельная – это ритуал. Ребёнок знает, сейчас придёт мама и споёт любимую колыбельную.

 

·         Исполнение детской колыбельной песни

«Ещё один окончен день», из передачи телеканала ЮГРА «Топтышкины сказки».

Педагог:                    К сожалению, ребята, в нашем обществе есть такие дети, у которых нет родной семьи, и которым родная мама не исполняет перед сном ласковую колыбельную.  Эти детки живут в Детских домах и, большинство из них, испытывают недостаток в физической и эмоциональной сфере.

                                     Несомненно, такие ребята, очень нуждаются в колыбельных песнях. Давайте, на минутку представим, что мы оказались в доме малютки и нам необходимо укачать маленьких детей.

Ваша задача: Колыбельной песней «Ещё один окончен день», из передачи «Топтышкины сказки», выразить свою любовь, нежность, доброту к этим детям.

(Девочки берут в руки куклы, садятся у колыбели. Все обучающиеся исполняют колыбельную песню).

Педагог:                     Молодцы, ребята! Я увидела, что вы все исполнили песню в характере. И хотя, это уже современная колыбельная, кроме мелодии, в ней остались те же характерные черты русской народной: нежность, душевность, лиричность.

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024