Известно, что
все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и
потребностям.
В условиях
классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая
достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться
усвоение материала «слабыми».
Сильным
обучающимся на уроках кажется скучным, их вопросы остаются без внимания,
возможности высказаться они не получают; а более слабые - не успевают усваивать
материал. В итоге и те, и другие, начинают заниматься своими делами на уроке,
интерес к предмету пропадает. (пример из
личной жизни: учеба в училище…….)
Как угодить
всем? Выход есть - дифференцированное (разноуровневое) обучение!
Большая роль
отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет
индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей,
задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и
требует разнообразия, вариативности обучения.
Как я дифференцирую обучающихся?
Если вы не первый день работаете в группе, то
без труда сможете выделить для себя сильных, слабоуспевающих и середнячков. Но
основой всех современных образовательных технологий является сотрудничество с
обучающимися, так что они сами должны выбрать для себя уровень усвоения
учебного материала (но не ниже требований стандарта). ()
В начале самых
первых занятий неплохо протестировать обучающихся и дать им возможность самим
оценить свои силы. Ведь весь смысл дифференцированного обучения состоит как раз
в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень
подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету),
определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности,
формы работы и типы заданий на уроке.
Организовать
группы можно по-разному:
·
смешанные
- состоящие из учащихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей;
·
гомогенные
- состоящие из учащихся, имеющих одинаковый уровень знаний, умений,
способностей.
Исходя из
своего опыта могу уверенно сказать, что смешанные группы предпочтительнее в
ИЗО. Потому что, рисуя дети невольно сравнивают свои рисунки с рисунками других
детей. И они равняются на них. Копируют их штрихи, линии………
Одним из
основных видов дифференциация является индивидуальное обучение, поэтому все
авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием
«индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные
определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка,
средство и т. д.). Вот я и в своей педагогической работе использую
индивидуальное обучение. (пример……….)
Теперь рассмотрим реализацию
технологии дифференцированного обучения со смешанной группой на простом примере
– рисование с натуры. (работа с
презентацией……….)