Главная | Регистрация | Вход | RSS, 14:11, 24.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Технология дифференцированного обучения. Стексова Т.А.

Стексова Т.А.Если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям,

то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ряда школьной программы.

 

Исходя из современных требований, свои занятия мы должны строить так, чтобы они вызывали у обучающихся интерес к заданиям.  А интерес возбуждается не только содержанием программного материала, но и способами его изучения.

Перед педагогами, встают  вопросы:

-как  сделать урок эффективным и интересным;

-как воспитать у ребенка потребность в самообразовании;

-как преодолеть перегрузки учеников.

Решить эти вопросы нам поможет дифференцированное обучение, поскольку оно направлено на индивидуализацию образовательного процесса, на развитие интересов и способностей каждого ребенка, на укрепление  умения  учиться, самостоятельно добывать необходимые знания.

 

Что такое дифференцированное обучение? Дифференцированное обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ребенок имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового!

 

Какие бывают уровни?

 Выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и продвинутый.

Всем известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям.

В условиях классно-урочной системы педагог ориентируется на среднего обучающегося, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми».

Сильным обучающимся на уроках кажется скучным, их вопросы остаются без внимания, возможности высказаться они не получают; а более слабые - не успевают усваивать материал. В итоге и те, и другие, начинают заниматься своими делами на уроке, интерес к предмету пропадает. И чтобы этого не случилось,

Группу можно подразделить на три минигруппы:

1. С низким уровнем развития познавательных интересов. Учащиеся отличаются познавательной инертностью, мнимой самостоятельностью в работе, часто отвлекаются при затруднениях, их характеризует полная бездеятельность.

2. Со средним уровнем развития познавательных интересов. Учащиеся проявляют познавательную активность при побуждении учителя, интерес к самостоятельной работе в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.

3. С высоким уровнем развития познавательных интересов. Дети в этой группе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.

Эти минигруппы, как правило, гибки, подвижны.

 

Каких целей мы можем достигнуть разноуровневым обучением: Создание такой системы разноуровневого дифференцированного обучения нужна для того, чтобы педагог не тормозил развитию сильных способных учащихся и имел силы и времени уделять достаточно внимания детям с проблемами в развитии.

Для первой группы (группа "А”) 

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих    работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях. 
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

 

Для второй группы (группа "В”) 

1. Развивать интерес к предмету. 
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

 

Для третьей группы (группа "С”) 

1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

 

Весь смысл дифференцированного обучения состоит в том, что, зная индивидуальные особенности каждого ребенка (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), мы – педагоги должны определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке. А как это можно сделать, на примере ИЗО, сейчас нам расскажет Юматов В.И.

 

Несмотря на то, что отношение нас, педагогов, к дифференцированному обучению остаётся неоднозначным, каждый, однако, вынужден признать, что дети отличаются не только обучаемостью, а соответственно и обученностью. Поэтому одинаково учить всех нельзя: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Но, дифференцируя учебный материал, мы тем самым разделяем учащихся на группы (о чём говорила Малеева Ж.И.), так как различный учебный материал предназначен для разных групп учащихся.

 

Как можно дифференцировать обучающихся?

 Если вы не первый день работаете в группе, то без труда сможете выделить для себя сильных, слабоуспевающих и середнячков.

Организовать группы можно по-разному:

· смешанные - состоящие из обучающихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей;

· гомогенные - состоящие из обучающихся, имеющих одинаковый уровень знаний, умений, способностей.

Исходя из своего опыта могу уверенно сказать, что смешанные группы предпочтительнее в ИЗО. Потому что, рисуя дети невольно сравнивают свои рисунки с рисунками других детей. И они равняются на них. Копируют их штрихи, линии………

 

Теперь рассмотрим реализацию технологии дифференцированного обучения со смешанной группой на простом примере – рисование с натуры (работа с презентацией)…………….

Важно, чтобы ребенок видел, что педагог рад его успехам, или огорчён его неудачами. Ему всегда приятно получить похвалу от педагога! Более подробно о приемах оценивания Вам сейчас расскажет

 

 

Приемы оценивания в дифференцированном обучении

Каким  же образом мы можем оценивать результаты обучающихся при дифференцированном обучении?

Очень часто на занятиях, формы оценивания направлены на поиск недостатков в работе обучающегося, а ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений.

Основная задача педагога: увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

От педагога в момент оценивания результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого обучающегося. Главное, чтобы оценка результатов на занятии стала стимулом для дальнейшего приложения сил.

Цель педагога при оценивании результатов обучающихся сделать так, чтобы ученик захотел достичь успеха.

В доп. образовании нет оценок. Мы оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой... Поэтому, в первую очередь Я установливаю с детьми психологический контакт. Если ребенок не боится общаться с педагогом, открываться ему, то ему не будет страшно услышать оценку его способностей. Отсюда, мы подходим к первому приему:

Прием 1. Оценка – не отметка.

Педагог должен максимально сгладить страх перед возможной ошибкой. («Ничего страшного, если не получится»).

 

 Прием 2. Я, такой же, как ты. ( Ты этого не знаешь? Представляешь, я тоже только вчера об этом прочитала? А может, кто то еще знает, какой то интересный факт по этой теме?)

При таком приеме ребенок активизируется на поиск новой информации, чтобы на следующем занятии меня удивить, обратить мое внимание на его усилия и внимание других детей, что он знает больше их и больше педагога.

 

Прием 3. Кредит доверия.

  Ожидание лучших результатов. Вселение в ученика уверенности в этом. («Да с такими способностями ты бы мог!»). Очень важно не критиковать ребенка, а подбодрить, особенно если ребенок пришел в объединение недавно. Пусть у тебя сейчас получается не так, как у других, но они уже научились, еще немного усилий и у тебя будет не хуже.

 

Прием 4. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Можно изобразить оценочный лист на стенде в кабинете. Зная, что в конце занятия все будут видеть результат его работы, ребенок старается  сделать работу качественно и красиво. Итоги можно подвести в конце недели или месяца.

 

Прием 5. Помощь учителя и консультантов отстающим ученикам. («Понял сам - помоги другому»). Отличный принцип поощрить уже обученных детей: « Я знаю, как это делать, педагог мне доверяет показать другим». Девочки в моем объединении очень любят, когда я прошу их помочь, тем самым поднимается не только их самооценка, но укрепляются дружеские связи в самом коллективе. «Я же не буду с ней ругаться, она мне только что помогала!».

 

Прием 6. Система стимулов.

Вариант 1.

Выбираем лучшего «по профессии». Выделяем лучшего на каждом занятии, каждую неделю, каждый месяц. Выбираем не только по результату выполненной работы, но и по поведению, посещаемости. Можно придумать свои номинации. (Мисс аккуратность, мастер чистоты, фея мастерства и пр.)

Вариант 2.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

 - маленькая грамота;

  -благодарственное письмо или диплом "За победу на занятии”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу” и пр.

 

Прием 7. Грамота.

Получение грамоты, диплома, участие в выставке или соревнованиях - сильный эмоциональный стимул для каждого обучающегося.

 

Для того чтобы   желание успеха не расходилось с возможностями ученика, надо учащимся дать шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

Позвольте дать Вам несколько простых советов:

1. Старайтесь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребёнку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.

3. Давайте каждому ребёнку возможность сделать своё маленькое открытие.

4. Если ребёнку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

5. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе.

6. Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. 

Форма входа

Copyright MyCorp © 2024