Главная | Регистрация | Вход | RSS, 00:06, 24.04.2024

Лянторский центр детского творчества

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Связь теории и практики на примере объяснительно-иллюстративного метода на уроках рисунка и живописи

Юматов Владимир Иванович, педагог дополнительного образования. 

Программа курса изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей предусматривает практическую деятельность ребенка. Для успешного решения задач неразрывно связано с методами и способами их решения.

Основным методом в решении определенных задач является объяснительно- иллюстративный, в чем его преимущество можно попытаться выяснить на примере изучаемых тем.

Ярким примером может служить изображение человека. Как выглядит первоначальный рисунок ребенка: «Точка, точка, два крючочка, ротик, носик, оборотик, палка, палка огурчик вот и вышел человечек». В результате и получается гибрид таракана, добавили две черточки и два усика получился таракан, поэтому основой являются иллюстрации рисунков известных и малоизвестных художников, в практической работе используются опорные схемы. Это первый пример объяснительного - иллюстративного метода.

Следующий пример. Из всего многообразия изобразительных средств по каждому виду деятельности отбирается определенная система основных средств, которые дают возможность грамотно изображать отдельные предметы и явления. Таблицы,   знакомят   с   системой   различных   приемов   изображения.   Методы использования зависят от задач и конкретного содержания каждого занятия.

I  с целью упражнения в приемах трудных для учеников.

II  с целью освоения этих приемов.

Бесконечное разнообразие природных форм всегда служат источником вдохновения и творческих идей. Нас поражает разнообразие окружающего мира, мы стремимся отыскать сходство форм в окружающем нас мире. Любая форма вызывает ассоциации со сходными ей формами, наше сознание устанавливает определенные связи. Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы - несколько геометрических фигур.

Кроме конструкции и общей формы предметов мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.

 

Примеры:

Светотень  -  очень  важное  средство  изображения  предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Свет, тень и полутень играют существенную роль для выявления формы предмета. Как известно, освещенность предметов зависит от угла падения лучей света на предмет, самое светлое место мы называем свет, там где лучи скользят по поверхности, образуется полутень. В местах, куда свет не проникает - тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образует самое светлое пятно - блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей - рефлекса. Тень на самом предмете называют собственной, а тень, которую он отбрасывает - падающей.

 

Пропорции

Пропорциями называются размерные соотношение элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Слово «пропорция» в перевод с латыни обозначает «соотношение, соразмерность». Соразмерность частей создает красоту. В основе определения пропорций лежит метод сравнения. Учащимся необходимо знать установленные каноном нормы. Пример (словесный).

Каноны разрабатывали знаменитые мастера Л. Да Винчи «Квадрат древних», С. Боттичелли и Микеланджело, «Модулор» Ле Корбюзье.

Пропорции всякого живого организма изменяются  в процессе  его развития. Пропорции  маленького ребенка сильно  отличаются  от  пропорций  взрослого человека.

 

Перспектива

Как известно, формы окружающих нас предметов их величины зрительно меняются в зависимости от положения в пространстве и мере их удаления. Если мы за основу берем линию горизонта. Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта, мы видим нижнюю поверхность.

Точка зрения есть условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Перспектива квадрата и круга. Если круг привести в горизонтальное положение и рассматривать его на разной высоте, то можно проследить, как круг превращается в эллипс, при этом, чем ближе к линии горизонта, тем больше перспективное изменение, там, где круг превращается в отрезок прямой.

На полу круг кажется широким, на столе - намного уже и т.д. В перспективе квадрат представляется как трапеция.

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными. Все это нужно учитывать, все эти изменения для передачи пространства.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», т.е. полно и убедительно. Живопись - искусство цвета. Цветом можно мыслить и конструировать, цвет может лепить форму. Одно слово «цвет» определяет многие качества процесса живописи. Создавая цветовой порядок, художник создает колорит. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, или грусти, иными словами эмоциональное воздействие.

Наука о цвете (цветоведение или колористика) помогает лучше понять особенности цвета. У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Если желтое яблоко лежит рядом с зеленой драпировкой, собственная тень яблока обязательно приобретет оттенок зеленого цвета.

Цветовые контрасты

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравнивая серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне. Они кажутся нам разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом - более темным. Такое явление называется светлотным контрастом.


Форма входа

Copyright MyCorp © 2024