Любой человек выполняет с удовольствием ту
работу, которая ему интересна. Ребенок с интересом играет, значит, надо
использовать игру как самый важный инструмент активации его познавательных
способностей, развития и опыта, как средство пробуждления у детей умения
мыслить, желание познать мир. Игра мобилизует умственные возможности детей,
развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины,
доставляет радость от совместных действий. Петр Федорович Каптерев(1849-1922),
подчеркивая важность использования игр в педагогическом процессе, писал: « Если
учитель будет настолько искусен, что занятия по обучению до некоторой степени
свяжет с играми, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей детей,
он может руководить их развитие и оказать неоценимые услуги, которые отразятся
самым благотворным образом на всей их последующей жизни. Часто ребенок в игре
раскрывается с лучшей стороны, так как именно здесь оказываются востребованными
те положительные качества или знания, которые на уроках и в обыденной жизни не
находят применения. Таким образом, игра
для детей имеет огромное значение как средство развития личности.
Различают
следующие классификации педагогических игр:
-по видам деятельности (физические,
интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса
(обучающие, тренировочные, познавательные, , контролирующие, развивающие,
репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые,
деловые, имитационные и др.);
-по игровой среде (с предметом и без,
настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.)
Педагоги методического
объединения « Сценического
искусства», на своих занятиях активно применяют игровые технологии. Мы считаем что
игра как средство обучения, развития, воспитания обучающихся необходима на
каждом занятии. В подготовительной части занятия, игра активизирует детей, в
основной части, через игровые приемы
стимулирует учебную мотивацию а в
заключительной части занятия дети в игре
расслабляются, отдыхают и с хорошим настроением идут домой. ( мастер класс
проводит- И.П. Гордейчук, Л.М. Харрасова)
В
заключении хочется еще раз напомнить об основных требованиях к любой игре: игра
должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное
значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать
условия для детского творчества. Игра должна исключать даже малейшую
возможность риска, угрожающего здоровью детей.
Модернизируйте известные игры, изобретайте новые. Отбирайте, составляйте
свою «рецептуру». Помните о том, что это полезно, значимо, интересно детям. Это
должно быть жизнью, а не игрою в жизнь.