| Мы знаем точно: невозможное возможно Увлечь детей на первый взгляд довольно сложно. Но в этом смысл и наша главная задача. И пусть поможет нам талант наш и удача. |
Сегодня, в связи с необходимостью рационально и оперативно решать
образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы,
правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества
дополнительного образования.
В учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время остро
стоят вопросы программно-методического обеспечения деятельности педагогов,
внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс,
оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.
В нашем учреждении методическая деятельность определяется как система
мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие
творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня
образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Функции методической службы
Ø Информационная
Информационная
функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической
работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам
деятельности учреждения.
Ø Аналитическая
Аналитическая
функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности
и обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на
объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов
по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Ø Планово-прогностическая
Является основой
деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и
реальных целей и разработку программ их достижения.
Ø Проектировочная
Направлена на
разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения,
которое включает:
· программу
развития учреждения;
· программы: образовательные,
досуговые, оздоровительные;
· нормативные
документы, обеспечивающие функционирование учреждения;
· методические
документы, обеспечивающие образовательный, инновационный, исследовательский,
организационный виды деятельности;
· технологии
осуществления инновационной деятельности;
· наиболее
продуктивные методы и приемы обучения.
Ø Организационная
Организация деятельности методической службы носит гибкий характер,
учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому
педагогу повысить свой профессиональный уровень.
Основные направления
рациональное распределение функционала между методистами;
научно-методическое обеспечение программы развития учреждения;
организация системы повышения квалификации педагогических работников;
организация конференций, семинаров, конкурсов:
организация внешних связей учреждения;
организация редактирования подготавливаемых к изданию программ,
методических рекомендаций, пособий;
координация совместной деятельности участников инновационного процесса;
координация деятельности учреждения с другими учреждениями
дополнительного образования детей
Ø Обучающая
Направлена на повышения профессионального уровня конкретного педагога в
осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными
педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для
педагога свойств и качеств личности.
Необходимые условия:
организация работы на диагностической основе;
добровольность педагога в повышении профессионального мастерства;
выбор оптимального объема изучаемого материала.
Ø
Функция контроля
Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по
отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие
функционирования и развития методической деятельности учреждения.
Методическая
работа в нашем учреждении - это систематическая коллективная и индивидуальная
деятельность педагогических работников по повышению своей теоретической,
методической подготовки и профессионального мастерства. В ее основе лежит
несколько аспектов:
деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как
мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;
содержательный аспект представлен тремя взаимосвязанными
направлениями методической работы: методической, научно-теоретической и педагогической
подготовки;
управленческий аспект подразумевает следующие компоненты:
педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.
Цель методической работы: совершенствование профессионального уровня и
мастерства педагогов, формирование их готовности к инновационному обновлению
образовательного процесса.
Задачи методической работы:
1.
Разработать систему
мониторинга образовательного процесса.
2.
Содействовать
совершенствованию личностных качеств педагогов, наиболее полному использованию
потенциала, отработке профессиональных навыков, развитию творчества через
тренинги, конкурсы, открытые занятия, творческие отчеты, мастер-классы.
3.
Создать
условия для реализации личностных функций педагогов, для повышения уровня его
профессионального саморазвития, готовности к инновациям, созданию
индивидуальной педагогической – методической, воспитательной системы через
семинары, самообразование, методическую учебу.
4.
Оказать
методическую помощь педагогам при подготовке и проведении различного рода
инновационной деятельности, а, также, при аттестации на квалификационную
категорию.
5.
Совершенствовать
систему стимулирования и мотивации педагогов. Продолжить формирование в
коллективе сотворчества и сотрудничества.
Структура методической работы: педагогический совет, методический совет, методическое объединение.
Организация деятельности методической работы осуществляется через следующие формы: научно-практические семинары, творческие отчеты, семинары, школа
начинающего педагога, творческая лаборатория.
Все направления
методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:
Ø актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью,
практическая реализация Закона РФ "Об образовании", Концепции
модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет
проблем, близких педагогическому коллективу, ориентация на социальную
значимость ребенка;
Ø научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения
квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;
Ø системность - этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе,
оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и
методов работы с педагогами;
Ø комплексный характер - принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений
повышения квалификации педагога
Ø оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся
условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации
и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;
Ø творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь.
Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;
Ø последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват
педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
Сочетание индивидуального и коллективного труда;
Ø конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в
учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного
в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;
Ø единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической
теории и практической деятельности педагогов.