Системно-деятельностный
подход, как средство реализации современных целей образования
Шамрина М.А., методист
Я слышу – я забываю, я вижу – я
запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Главное изменение в обществе, влияющее и на
ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно
больший багаж знаний, сколько обеспечить
его общекультурное, личностное и познавательное
развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ориентировать
на итоговые результаты образования.
По сути, это и есть главная задача новых
образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал
общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования
21 века помогает системно - деятельностный
подход в образовании.
Понятие
системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода
понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической
науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях
классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и
деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский,
Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Системно-деятельностный
подход является попыткой объединения этих подходов. Сегодня наибольшее
распространение получила «технология деятельностного метода обучения»,
разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора
Людмилы Георгиевны Петерсон.
Что же значит "деятельность"? Деятельность - это
всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Задача
образовательной деятельности учебных учреждений — не дать объем знаний, а научить детей учиться.
Итак, деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок
не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной
учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся становятся маленькими
учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога при введении
нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить,
показать и рассказать, а в организации исследовательской работы детей, причём
она должна быть организована таким образом, чтобы дети сами додумались до
решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Таким образом, основной
педагогической задачей в рамках системно-деятельностного подхода становится:
организация условий, инициирующих детское действие.
Мы все помним
старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы
голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Но мораль
притчи гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового
поколения и есть тот стандарт, который помогает научить учиться, научить
"ловить рыбу", потому что именно в
действии порождается знание.
Итак, задача системы образования состоит не в передаче
объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.
Б. Шоу говорил «
Единственный путь, ведущий к
знанию – это деятельность».
Деятельностный подход в образовательных Стандартах
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:
- Личностное
развитие – развитие готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности.
- Социальное
развитие – формирование российской и гражданской позиции, демократических
ценностей, толерантности, патриотических убеждений.
- Познавательное развитие
– формирование у обучающихся научной картины мира; развитие логического,
творческого мышления, продуктивного воображения.
- Коммуникативное
развитие – формирование умений: слушать, вести диалог в
соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном
обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Итак, подведём итог всему выше изложенному.
1. Системно-деятельностный
подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его
индивидуальных способностей.
2. Он
позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без
перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их
разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.
3. Технология
деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему
деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации
новых образовательных целей.
4. Данная
технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.