Базовые образовательные технологии
Середа Е.В.. методист по повышению профессиональной компетентности педагогов
Свое выступление я
хотела бы начать со строк русского писателя Владимира
Федоровича Одоевского: «Ребенок воспитывается разными случайностями, его
окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».
Существует множество интересных определений
термина «Педагогическая технология».
Слово "технология" имеет
греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов
обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и
преобразования их в предметы потребления.
Но мы остановимся на другом, на мой взгляд, очень точно определяющим это
понятие.
Технология - это совокупность приемов, применяемых
в каком-либо деле. ("Толковый
словарь русского языка).
С одной стороны, технология обучения - это
совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления
учебной информации. С другой - это наука о способах воздействия педагога на
обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических
или информационных средств. Поэтому, педагогическое
мастерство педагога состоит в том, чтобы
отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в
соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Структурными составляющими любой пед технологии являются:
- цели обучения;
- содержание
обучения;
- средства
педагогического взаимодействия;
- организация
учебного процесса;
- результат деятельности.
В
контексте нашего сегодняшнего разговора, мы рассмотрим базовые технологии,
используемые при системно-деятельностном методе обучения в дополнительном образовании:
1.обучение на основе проблемных ситуаций
2.проектная деятельность
3.уровневая деферинциация
4.информационно-коммуникационные.
Рассмотрим каждую более подробно
1.Под проблемным обучением понимается такая
организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность обучающихся
по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей.
Проблемные
ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении,
закреплении, контроле.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет
учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок
ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются
новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Для реализации проблемной
технологии необходимы:
- отбор самых
актуальных, сущностных задач;
- личностный
подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную
деятельность ребёнка.
2.Технология проектного обучения
Суть проектного
обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом
постигает реальные процессы. Цель
проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся:
1) самостоятельно
и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся
пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических
задач;
3) приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах;
4) развивают у
себя исследовательские умения: выявление проблем, сбор информации, наблюдение,
проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение;
5) развивают
системное мышление.
Технология уровневого обучения
Цель технологии уровневого обучения:
обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего
развития.
Уровневое обучение
предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом,
чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные.
Чтобы технология
уровневого обучения была эффективной, педагогу необходимо ориентироваться на
особенности личного опыта каждого из обучающихся, особенности его психического развития (особенности памяти,
мышления и др.), уровень обученности в рамках определённого предмета.
Информационно- коммуникационная технология может использоваться на всех этапах
процесса обучения при системно-деятельностном подходе к обучению, потому что решает следующие
дидактические задачи:
- Совершенствование организации преподавания,
повышение индивидуализации обучения;
- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- Индивидуализация работы самого учителя;
- Ускорение доступа к мировым достижениям;
- Усиление мотивации к обучению;
- Активизация процесса обучения, возможность
привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- Обеспечение гибкости процесса обучения, а так
же при объяснении нового материала,
закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер выполняет для
ученика различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта
обучения.
Резюмируя выше сказанное, следует подчеркнуть,
что базовые образовательные технологии, используемые при
системно-деятельностном подходе,
помогают учащимся осознать роль самостоятельного добывания знаний в
жизни и обучении – знания в этом случае становятся средством успеха и в
образовании и в дальнейшей жизни. Именно так построена система образования в
лидирующих странах мира, что отражает гуманистическое направление и в
российской педагогике.